Адамс увлеченно рассказывает своим слушателям об Иисусе и в каждой проповеди добавляет, что Мессия не сойдет с небес до тех пор, пока святая израильская земля не станет такой же цветущей, как в далекие времена жизни Иисуса. Он создает секту, названную им Церковью Святых Последних Дней, и мало-помалу убеждает свою паству бросить все силы и средства на развитие и процветание Израиля. Адамс рассказывает полностью выдуманную им историю о том, что в Палестине им уже присмотрен большой участок земли, за который остается только заплатить, и можно переезжать и строиться. Люди верят ему и отдают все свои сбережения и накопления на выкуп земельного участка. Адамс делегируется в Палестину в сопровождении индейца Эйба Макензи, которого жители Джонспорта, памятуя о пристрастии Адамса к огненной воде, делают казначеем, ответственным за собранные деньги.
И вот уже в 1865 году Адамс в сопровождении Макензи появляется в Яффо. Они обращаются к торговцу недвижимостью Генри Левенталю, который, поняв, что речь идет о покупке большого участка земли (а значит и о серьезном барыше), быстро находит требуемое. Сделка заключается, деньги передаются Левенталю, который объясняет покупателям, что по турецким законам заверение сделки может занять несколько месяцев, и советует Адамсу и Макензи пока что вернуться домой.
Они так и делают; и жители Джонспорта начинают собираться в далекий путь. Они продают всё своё имущество, покупают складные деревянные дома и ждут дня отплытия к далеким берегам Святой земли.
В это время Адамс получает известие от Левенталя - тот честно сообщает ему, что сделка сорвалась из-за того, что покупатели не были гражданами турецкой империи. Но Адамс ничего не говорит своим последователям; и ничего не подозревающие люди, более 35 семей, продолжают сборы в дорогу.
Перед колонистами встает вопрос - на чем плыть к берегам Палестины? Отъезжающих много, у них многочисленный багаж и 21 складной деревянный дом. Нужен большой корабль; но все суда, отправляющиеся в Европу, слишком дороги.
Спас положение капитан Экли Нортон, владелец старой посудины "Нелли Чапин" - он согласился отвезти колонистов в Яффо за вполне приемлемую сумму.
И вот в августе 1866 года 168 колонистов поднимаются на борт "Нелли Чапин"... и спустя 42 дня плавания сходят с нее на берега древнего Яффо.
Почти сразу же становится известно, что Адамс обманул людей и что земли для постройки колонии у них нет. Но ему снова удается выкрутиться из положения, и он договаривается с властями об краткосрочной аренде небольшого участка земли недалеко от моря, где колонисты и сгружают с корабля свое имущество. Правда, турки, передавая эту землю в аренду американцам, умолчали о том, что этот участок находится рядом со старым холерным кладбищем; и в течение месяца 16 колонистов, среди которых были и дети, умирают, а многие другие заболевают.
Тут на помощь колонистам и своим бывшим соотечественникам приходит Генри Левенталь, бывший к тому времени заместителем консула США. Он ускоряет покупку 10-акрового земельного участка, записав его на турецкого гражданина; и 25 октября колонисты наконец-то приступают к строительству.
А что же капитан Экли Нортон? А капитан, проникнувшись идеями колонизации и процветания Израиля, решает остаться в Палестине. Всех членов команды, среди которых не нашлось ни одного желающего поселиться в Яффо, он за свой счет отправляет домой, полностью выплатив им жалование.
Складного дома у капитана не было; строить ему было не из чего. И тогда он вытаскивает на берег свою старую "Нелли Чапин" и, разобрав корабль на доски, строит из них дом.
Вот этот:
1.
Этот дом стоит на улице Ауэрбах, перекресток с улицей Эйлат. В 1990 году, спустя 124 года после постройки, он был первым отреставрированным домом Американской колонии Яффо.
2.
Колонисты были преисполнены благородных идей; но строить они не умели. Поэтому из всех привезенных ими домов собрать удалось только 17, остальные были испорчены. Братья Дрейско строят рядом с Нортоном один трехэтажный дом, пустив на него всё, что осталось от двух изначально привезенных ими домов.
3.
Как показало время, фермерами они тоже оказались никудышными. Здешняя земля была совершенно не похожа на благодатную землю штата Мэн, и приходилось прилагать нечеловеческие усилия для того, чтобы хоть что-то вырастить в песках; перед колонистами забрезжил голод и многие из них стали отчаиваться. Несколько семей решают вернуться назад в США, и в 1867 году им удается попасть на транзитный туристический пароход, следующий через Яффо в Александрию. Около 40 человек покидают берега Палестины на этом пароходе, где встречаются с неким американским писателем, которому рассказывают свою необычайную историю. Этим писателем был Марк Твен, который, впечатлившись злоключениями колонистов, пишет о них повесть "Простаки за границей".
Братья Дрейско открывают в своем доме гостиницу под названием "Гранд Отель". Именно это обстоятельство позволяет им зарабатывать себе на жизнь и они становятся практически единственными колонистами, сумевшими хоть как-то устроиться на новом месте. Кроме них это удается лишь семье Роло Флойда, который на привезенном из Америке дилижансе начинает зарабатывать перевозками, и открывает туристическое агентство для паломников.
Все остальные колонисты постепенно покидают Яффо. Адамс держался дольше всех благодаря богатым запасам виски; но и он в 1868 году уезжает в Лондон вместе с последней группой, и там его следы теряются. Великая идея бесславно рухнула и превратилась в ничто. Даже братья Дрейско в 1870 году продают свою гостиницу Эрнесту Хардигу, сыну руководителя общины немецких темплеров, и вместе с семьями возвращаются в Америку.
Брошенные дома остальных колонистов были куплены за бесценок швейцарским банкиром Питером Мартином Мельцером. В 1870-м году он выгодно перепродал обветшалые деревянные дома и часть земельного участка Кристофу Хоффману и Георгу-Давиду Хардигу, руководителям немецкой колонии в Сароне, оставив за собой лишь одно из зданий, самое большое, в котором некогда был общинный центр и в котором жил Адамс.
4.
Так заканчивается грустная история американской колонии в Яффо.
Но история делает новый зигзаг и выводит на сцену... русского барона Платона Устинова, который был изгнан из России за измену вере и государю - влюбившись в дочку Мельцера, Устинов переходит в лютеранскую веру и после наказания в виде ссылки уезжает из России. Брак с любимой не сложился, и Устинов, проскитавшись некоторое время по Европе, приезжает в Яффо, где и проживет 30 лет жизни. Здесь он покупает это самое белое здание и, облагородив его, превращает в настоящий дворец.
В 1895 году Устинов отдает свой дом под гостиницу, которую называет "Отель дю Парк", а сам с семьей переселяется в другое здание. К тому времени Устинов был женат на Магдалене, дочери венгерского еврея Мориса Хала и эфиопской принцессы :)
У Магдалены и Платона Устинова родилось трое сыновей и дочь. Старший сын Йона стал отцом знаменитого британского актера Питера Устинова. А Морис еще долгие годы своей жизни в Яффо помогал своему русскому зятю управлять гостиницей. В своем пансионе он приютил множество евреев, бежавших от погромов из царской России.
Сегодня в этом доме находится хостель под названием "Бейт Эммануэль", и в одной из комнат усилиями управляющего по имени Педро создан небольшой музей, рассказывающий об истории колонии - от американцев до темплеров, от Устинова до британцев...
5.
6.
Никто не знает, где Платон Устинов закончил свой нелегкий жизненный путь. Во время Первой мировой войны 74-летний Устинов уплывает в Россию в надежде присоединиться к воюющим войскам, но до берегов империи не доплывает. Много лет спустя на одном из затонувших суден находят большую коллекцию надгробий - а именно их коллекционировал при жизни увлекавшийся археологией Платон Устинов. Так рождается версия о том, что он умер еще в дороге.
По другой версии барон добрался таки до России, и в 1917 году умер от голода в Пскове.
Его старший сын Йона в начале 1920 г поехал в Россию на поиски отца, и встретил там свою будущую жену - театральную художницу и дочь знаменитого архитектора Леонтия Николаевича Бенуа Надежду. Поженившись, молодые Устиновы еле вырвались из смутной большевистской России и добрались до Англии, где в 1921 году у них родился сын Питер – будущий Эркюль Пуаро.
Дом Устиновых в Яффо был продан CMJ – Лондонскому обществу мессианских евреев, которые в 1926 году открыли тут британскую гимназию для девочек. В гимназии учились 240 учениц: еврейки, мусульманки и христианки.
В 30-х годах, когда в Европе начинал цвести пышным цветом фашизм, часть темплеров были арестованы британскими властями как вражеские элементы, и изгнаны из Эрец-Исраэль за свои симпатии к гитлеровскому режиму.
Дом и по сей день принадлежит этому обществу; и постояльцы хостеля в большинстве своем паломники-мессианские евреи.
...В 1904 году в колонии открывается лютеранская церковь Эммануэль, к открытию которой сам германский кайзер Вильгейм II прислал в подарок колокол.
7.
8.
9.
10.
Сегодня этот небольшой квартал Яффо тих и живописен. Лютеранская церковь мирно уживается с находящимся прямо напротив обществом мессианских евреев; улочки зелены и умиротворяюще красивы
11.
12.
13.
14.
15.
Здесь жива память о прошлом; оно в зданиях, в музейчоках, мемориальных табличках и в этом старом фикусе, оставшемся от бывшего сада у дома Устинова
16.
По адресу Ауэрбах, 10 стоит небольшой деревянный обитый вагонкой дом в стиле Новой Англии, спасенный от разрушения 14 февраля 2002 г. супругами Холмс.
17.
Д-р Холмс, потомок одного из колонистов, и его супруга выкупили дом и устроили в нем небольшой музей, посвященный истории американской колонии. Свой дом они называют "Домом дружбы со штатом Мэн". Д-р Холмс, которому уже за 90, живет здесь весь зимний период, и только на жаркие летние месяцы уезжает в США. Когда хозяева находятся дома, музей можно посетить, и д-р Холмс с удовольствием расскажет историю колонии и покажет экспонаты - предметы того времени, любовно собранные им в этих стенах.
18.
...А история не стоит на месте; и кто знает, какие неожиданные повороты могут ожидать впереди жителей этого удивительного места.
[ Источники информации (помимо того, что запомнилось на экскурсии)]
Рассказы Бориса Брестовицкого
Занимательный Израиль
Journal information