Алёна (lyolik_il) wrote,
Алёна
lyolik_il

Categories:

Суккот у самаритян. Самаритяне как они есть

Итак, самаритяне. На мой взгляд, самый необычный этнос из всего многообразия народностей и национальностей, живущих в Израиле. Согласитесь ли вы со мной или нет - решайте после прочтения поста.

Самаритяне считают себя потомками жителей Израильского царства, точнее колена Иосифа, разделившегося на колена Ефрема (Эфраима) и Манассии (Менаше). Их название - "шомроним" на иврите - означает "хранители". Этот немногочисленный народ по сей день хранит традиции древности в том виде, в каком он существовал многие века назад. И именно по этой причине самаритяне считают себя более правильными евреями, нежели евреи-иудеи, которые помимо Торы (Пятикнижия) почитают и изучают "Пророков" и "Писания" (все вместе составляющие ТаНаХ, то есть Ветхий Завет), имеют обширные библиотеки работ раввинов и мудрецов, своды законов и правил, регламентирующих повседневную жизнь, и многое другое.
Самаритяне признают только Тору, и ничего кроме Торы. Они строго следуют ее букве. И буквы у них не слишком привычные глазу:

1.



Самаритяне сохранили древне-еврейское написание букв, в котором практической каждой букве соответствует жест или определенное значение.

2.


Они сохранили и их произношение, и молятся только на этом - самаритянском - языке. В повседневной жизни он не используется, потому что не соответствует потребностям современности, и служит лишь только для чтения Торы и богослужений. Самаритяне утверждают, что именно от этого алфавита произошли все остальные:

3.


Языками общения самаритян являются иврит и арабский - однако арабский знает в основном лишь часть общины, проживающая в поселке Кирьят-Луза (Неве-Кедем), что над Шхемом. Часть самаритян, проживающие в холонском районе Неве-Пинхас, для ежедневного общения использует иврит.

Помимо главного разногласия с евреями-иудеями об истинной горе Мория (у самаритян это гора Гризим, у иудеев - Храмовая гора в Иерусалиме), даже сама Тора у них неодинакова. Имеется ни много ни мало - 6000 различий (!), от минорных типа запятых, до гораздо более значимых.

На сегодняшний день самаритяне живут только на территории Израиля, и их численность составляет по разным источникам порядка 760-850 человек (всего!). Жители Кирьят-Лузы, помимо израильского, имеют иорданское и палестинское гражданства. К слову сказать, земля, на которой сегодня стоит Кирьят-Луза, куплена и подарена самаритянам иорданским королем Хуссейном.
Одной из проблем общины является нехватка молодых женщин для создания семей. По этой причине в последние годы возникла тенденция брать в жены девушек из России и Украины  - одна такая украинско-самаритянская жена есть на фотографии Жени-k0ev. Больше того - сын первой привезенной из Украины девушки сегодня стоит на 49 позиции на пост первосвященника, так что вполне может быть, что через энное количество лет главным самаритянином станет наполовину украинский мальчик :)

Возможно, многие зададутся вопросом - как это возможно, учитывая тот факт, что в Израиле очень пекутся о чистоте крови?.. Ответ на это прост - национальность у самаритян, в отличие от иудеев, передается по отцу, поэтому самаритянам совершенно не мешают русские или украинские корни невест. А вот мужчине-несамаритянину стать им практически невозможно.

Несмотря на строгое соблюдение Торы, самаритяне в некоторых отношениях гораздо лояльнее евреев, исповедующих иудаизм: они не требуют обязательного скромного одеяния у женщин или покрытия головы, так что девушки-самаритянки могут носить мини-юбки, джинсы и топы. Увидела у Жени, что одна из самаритянок даже была королевой красоты Израиля. И она же стала одной из немногих - одиннадцати, если я верно помню - покинувших самаритянскую общину.

Но зато исполнение шаббата и Судного дня у самаритян гораздо более строгое. Суточный пост Кипура держат даже младенцы до года, а также беременные, кормящие и больные - и взрослые делают это по собственной свободной воле. В шаббат тоже не допускаются "поблажки" типа шаббатних часов (когда таймер настраивается таким образом, что свет или кондиционер включаются и выключаются сами в установленное время, без приложения человеческих рук) или электрической платы, которая включается до начала шаббата и работает до его исхода, и на ней стоят кастрюли с едой, таким образом остающейся все время теплой. Самаритяне не признают подобных "трюков" и в шаббат питаются тем, что можно есть холодным - хлебом, салатами, хумусом. Салаты у них - это целое искусство, невероятное количество вариаций и рецептов, передаваемых от матери к дочери. Пьют они арак, приготовленный также по оригинальным рецептам из винограда, собранного в строго определенный период

4.


Самаритяне - это единственный этнос цивилизованного мира, по сей день совершающий жертвоприношения (очень красочный пост Жени, нервным не смотреть :)) животными. Перед наступлением Песаха они, строго следуя букве Торы, режут молодых ягнят на специальном жертвеннике

5.


Требований и правил по проведению обряда немало - животное ни в коем случае не должно страдать; нельзя резать ягненка, зная изначально, что семья будет не в состоянии съесть все мясо (в этом случае надо объединиться с такой же малочисленной семьей); излишки мяса после трапезы должны быть немедленно сожжены, так что к утру ничего не будет напоминать о том, что происходило на жертвеннике накануне ночью.
Разделанные ягнята насаживаются на огромный шампур, который опускается в яму-печь

6.


Яма закрывается специальной крышкой, и мясо готовится там на углях, тлеющих без доступа кислорода, в течение нескольких часов

7.


Но как бы средневеково или жестоко это не выглядело, самаритяне очень дружелюбные и приятные люди. Они в подавляющем своем большинстве хорошо образованны и эрудированы, любят детей, уважают женщин. Правда, феминисток может оскорблять тот факт, что в период критических дней женщина полностью изолируется от семьи: она не может касаться мужа, детей и домашней утвари. Но можно увидеть в этом и плюс - целую неделю она предоставлена сама себе, может посвятить это время учебе, чтению и прочим делам, до которых в другое время просто не доходят руки :)

Но что-то я заболталась... :) Покажу-ка я, в каком красивом месте живут самаритяне, сумевшие за довольно небольшой срок превратить свою деревушку в туристический объект:

8.


9.


10.


11.


12.


Удивительно - но когда везде осень, в Кирьят-Лузе, видимо, весна - цветет миндаль )))

13.


А еще тут живет абсолютно очаровательный самаритянский пес :)

14.


Сидит себе на крыше и ушки туда-сюда складывает )))

15.


16.


Он уже испытал свой звездный час ранее, когда k0ev устроил ему целую фотосессию :)
Кстати, в этом проявляет себя еще одно отличие от евреев-иудеев, которым нельзя держать домашних животных (вроде кошек или собак).

А мы тем временем пришли в местный музей

17.


Музей рассказывает об истории самаритян и целиком и полностью обязан своим появлением и существованием коэну Йефету, который и знакомил нас с музеем

18.


Боюсь, что я злоупотреблю количеством его фотографий, но он произвел на меня неизгладимое впечатление своей эрудицией, образованностью и верой в то, о чем рассказывал...

19.


Изначально под музей был отведен этаж в доме самого коэна Йефета, но потом он - музей - переехал в отдельное здание, да и экспонатов прибавилось.

20.


Книга истории самаритян

21.


Традиционное праздничное облачение

22.                                                                                                                            23.


24.


25.


26.


27.


Коэн Йефет рассказывал нам об истории самаритян, аргументировал самаритянскую точку зрения об их собственной "правильности" относительно евреев-иудеев

28.


Был открыт любым вопросам со стороны слушателей

29.


Он безмерно - и на мой взгляд весьма заслуженно - гордился собственным вкладом в написание этой истории, цитировал собственную книгу

30.                                                                                                                              31.
 

Показывал графики, изображающие генеалогическое древо, по которому самаритяне могут проследить свои корни едва ли не до самого Адама.
Часть рассказа он посвятил тому, когда, почему и как произошел раскол между евреями, в результате которого они стали делиться на самаритян (израильтян), сохранивших традиции прошлого в полной неприкосновенности, и иудеев, привнесших в них новые толкования. На одной из стен музея этой истории посвящено целое панно

31.


Большое внимание самаритяне уделяют воспитанию и обучению детей - и немудрено, учитывая, что только передавая традиции от поколения поколению, возможно сохранить свою аутентичность и этническую самоидентификацию. Все дети умеют читать и писать на самаритянском (древне-еврейском) языке, и соответственно, говорить на нем тоже умеют. Что нам и продемонстрировал внук коэна Йефета :)



Дед горд :)

32.                                                                                                                              33.
 

Еще одним необычайно интересным моментом рассказа было то, что коэн Йефет рассказал о своем - не побоюсь этого слова - открытии: он начертил карту 40-летнего скитания народа Израиля после ухода из Египта

34.


Насколько можно было судить из его слов, это первая и единственная столь подробная карта, на которой коэн Йефет может аргументировать каждую точку и каждую остановку израильтян согласно написанному в Торе. Он считает, что это одно из наиважнейших открытий, он рассказал, как одержал верх в спорах со многими раввинами и профессорами-историками, и стоит сказать - свою версию он доказывает очень аргументированно и убедительно.

35.


Первосвященником у самаритян может стать только представитель рода Коэнов, самый старший по возрасту. Сегодня это место занимает старший брат Йефета; он следующий в этой очереди. Должность первосвященника имеет представительскую функцию - а-коэн а-гадоль руководит всеми религиозными церемониями, решает спорные и неоднозначные житейские ситуации и проблемы всей общины.

Но я отвлеклась от главного - от причины нашего сюда приезда. Самаритяне готовились встретить праздник Суккот, в который все евреи строят сукки (шалаши) и украшают их. Так, как это делают самаритяне, этого не делает никто :) Поэтому почетное место в музее занимает украшенный потолок сукки:

36.


Я очень долго корячилась, пытаясь заснять его целиком; но удалось это только Жене, который просто взял и лег на пол :)

37.


Все фрукты здесь пластиковые; но нам посчастливилось увидеть и настоящую сукку.
В ночь праздника, перед рассветом, самаритяне поднимаются на священную для них гору Гризим для молитвы

38.


К сожалению, в этом году из-за дождя эта красивейшая церемония была отменена; но я поняла, что мне очень хочется поехать туда на Песах и посмотреть на нее своими глазами. А пока я дам ссылки на два поста по теме от seagull_gull:
Молитва в Песах
Молитва на Шавуот

А нас тем временем пригласили посмотреть на настоящую сукку, "самую красивую среди всех построенных" по определению ее хозяина - коэна Йефета :) Так что он остался в музее принимать следующую за нами группу туристов, а мы пошли к нему домой любоваться. И было на что!

39.


Такого огромного этрога я не видела никогда... Он был размером с целую детскую голову

40.


Самаритянская сукка, в отличие от привычных нам "уличных", устраивается в помещении; делалось это из соображений безопасности еще с тех времен, когда самаритяне жили среди не слишком добро настроенных по отношению к ним соседей. Так повелось с давних пор; не изменилось и сейчас.
К потолку комнаты крепится стальная рамка, которая никогда не снимается. Перед Суккотом ее начинают украшать живыми фруктами - этрогами, лимонами, яблоками, гранатами - привязывая каждый фрукт отдельно за черешок. Невероятная работа, на которую уходит несколько дней, или около 10 часов непрерывной работы всей семьи!

41.


Порядка 600 фруктов содержит один такой узор...

42.


Ну и традиционные украшения, без них никуда :)

43.


Вволю насладившись видом и запахом сукки коэна Йефета, мы отправились пообедать в ресторан. Угощали нас вкусно :) - традиционными салатами, питами, фалафелем и вкуснейшей маджадарой (рис с чечевицей).
Пока мы обедали, хлынул ливень... и под ним, слегка ослабевшим, после обеда мы бежали в синагогу.

44.


Синагога самаритян - это тоже нечто совсем непривычное. Во-первых, при входе в нее следует разуться (как в мечети). Во-вторых, здесь нет лавок, как в обычной синагоге, зато по всему помещению раскиданы и расставлены стулья, подушки и лавочки

45.


46.


Нас очень просили не сдвигать стулья и пуфики с их мест, потому что самаритяне очень ревностно относятся к выбранному ими месту в синагоге :)
Здесь мы провели, наверное, не менее часа, слушая Гая - молодого самаритянина из Холона, рассказывавшего нам об их традициях и быте, отвечающего на любые, самые каверзные вопросы, и, кстати, женатого на русской девушке. Наверное, именно рассказы об их знакомстве, развитии отношений и браке и стали тем самым фактором, который заставил нас сидеть и внимать Гаю, как завороженным. Ну и помимо всего прочего, Гай оказался замечательным рассказчиком, веселым, обаятельным и эмоциональным (да-да, какие-то они все такие вот, эти самаритяне ))))

Это Арон кодеш - шкаф, в котором хранятся свитки Торы

47.


Самаритяне утверждают, что у них есть самый древний в мире свиток Торы, которому более 3000 лет. Увидеть его в этот раз нам не удалось.

А это не что иное, как мезуза (израильтяне, наверное удивятся, а не-израильтянам я поясню - мезуза это такая прямоугольная вытянутая обычно коробочка со свитком Торы внутри, которая крепится на косяк каждой двери в квартире, включая входную и исключая двери в туалет и ванную. Входя в комнату, евреи прикладывают руку сначала к мезузе, а потом к губам).
А у самаритян всё иначе

48.


Никаких коробочек, дверных косяков и поцелуев. Самаритяне считают, что это не нужно и не несет в себе никакого смысла.

Ну а мы, наслушавшись рассказов Гая, вышли наружу, поднялись на гору Гризим, понаслаждались видами - и на этом наша увлекательная и очень интересная экскурсия подошла к концу.
Не знаю, как остальные, но я точно приеду сюда еще раз - и не раз.

49.


Ну и ссылки, да-да )))
Конечно, главный наш специалист по самаритянам - Инна seagull_gull, благодаря которой я всё это и увидела. Много интересного и красивого можно увидеть в ее жж по тегу самаритяне.
И столь же интересны и красочны посты Жени k0ev, которых немало у него в блоге по тому же самому тегу.
Tags: travellab, Израиль, Самария, праздники, самаритяне
Subscribe

  • Самария

    Раз уж рассказала про поход Иви по Самарии, покажу немножко и места, по которым мы бродили. Итак, САМАРИ́Я (שׁוֹמְרוֹן, Шомрон; по-арабски…

  • Заповедник озера Хула

    В субботу, в рамках своей охоты за ирисами (или ирисохоты), мы приехали в заповедник озера Хула. Я бывала там осенью, бывала зимой, а вот теперь…

  • Выборы, выборы, у нас снова выборы

    У кого вторник, а в Израиле четвёртые за последние два года выборы в Кнессет... И если первые мы пропустили по уважительной причине, то на…

promo lyolik_il august 15, 2016 18:23 49
Buy for 100 tokens
Ну вот, мы вернулись из самого лучшего в мире отпуска; у меня, как водится, лёгкий отходняк (лёгкий - это потому что я дома, а не на работе), и чтобы его как-то сгладить, самое то посидеть, поразгре​***ь фотографии, повспоминать... И несмотря на свою любовь к хронологии, в этот раз я ей немного…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments

  • Самария

    Раз уж рассказала про поход Иви по Самарии, покажу немножко и места, по которым мы бродили. Итак, САМАРИ́Я (שׁוֹמְרוֹן, Шомрон; по-арабски…

  • Заповедник озера Хула

    В субботу, в рамках своей охоты за ирисами (или ирисохоты), мы приехали в заповедник озера Хула. Я бывала там осенью, бывала зимой, а вот теперь…

  • Выборы, выборы, у нас снова выборы

    У кого вторник, а в Израиле четвёртые за последние два года выборы в Кнессет... И если первые мы пропустили по уважительной причине, то на…