И поэтому имя каждого солдата, павшего во имя свободы государства Израиль, священно и не должно быть забыто.

Ночью 4 февраля 1997 года в Израиле произошла страшная авиакатастрофа, унесшая жизни 73 молодых ребят, служащих Армии обороны Израиля (Цахал). Два военно-транспортных вертолета CH-53, переправлявшие солдат в Ливан, столкнулись в воздухе и рухнули на землю.
Один из вертолетов разбился во дворе гостевого домика, который использовался под сдачу отдыхающим в поселке Шеар Ишув, а второй упал на пустое поле недалеко от киббуца Дафна. К счастью, никто из жителей этих поселений не пострадал.
2.

Это столкновение было самым катастрофичным во всей истории авиации в мире до 2002 года, когда в Чечне разбился военный вертолет. Тогда жертвами авиакатастрофы стали 127 человек.
Трагедия в Верхней Галилее усилила общественное давление, имеющее целью вывод израильских войск из южного Ливана, которое в итоге произошло в мае 2000 года.
Для расследования причин катастрофы была учреждена специальная комиссия во главе с генералом Давидом Иври, которая, однако, так и не пришла ни к каким определенным выводам: ею не было найдено никаких фактов, свидетельствующих о технических неполадках в вертолетах или о нездоровье пилотов. Причины аварии по сей день остаются неизвестными. Тем не менее, в отчете комиссии указано, что, по всей видимости, причиной могло послужить несоблюдение правил и техники безопасности во время полетов.
3.

После опубликования результатов расследования семьи погибших солдат заявили протест, обвиняя армию в ущемлении прав и умалчивании фактов, таких, как, к примеру, факт нахождения на борту вертолетов взрывчатки, предназначенной для самоуничтожения в случае падения на вражеской территории.
4.

В 2001 году Высший суд справедливости удовлетворил просьбу семей погибших об изменении надписи на надгробиях солдат. Суд обязал Министерство безопасности исправить надпись "Погиб в аварии вертолетов в Шеар Ишув" на надпись "Погиб в авиакатастрофе по пути на военную операцию в Ливане".
5.

В 2008 году на месте крушения одного из вертолетов силами семей погибших был создан мемориал памяти жертв. В тихом месте, в некотором отдалении от жилья и дорог, на берегу ручья Дан, под переплетенными ветвями деревьев...
6.

Здесь везде камни с именами погибших ребят - лежат на земле, висят на деревьях... здесь фонарики и свечи
7.

Здесь цветы и бело-голубой флаг Израиля, во имя которого они сложили головы
8.

Чуть в отдалении стоит сам мемориал - 73 (по числу погибших) больших, в человеческий рост, камня, все вместе образующие форму вертолета. В центре - круглый неглубокий бассейн, по окружности которого написаны имена всех погибших
9.

От бассейна во все стороны разбегаются тропинки
10.

Главная дорожка, в центре которой по узкому каналу течет вода, ведет к меловой скале в форме хвоста вертолета, к которой прикреплена мемориальная доска с описанием катастрофы
11.

12.

Мемориал был создан силами нескольких мастеров - архитектора Шломит Шломо, парковых дизайнеров Хаима Коэна и Гильада Шарона и скульптуров Рами Педельштейна и Дани Каравана. Помощь в создании памятного места оказали Министерство безопасности Израиля, Еврейский национальный фонд и бизнесмен Аркадий Гайдамак. Ответственность за сохранность мемориала и уход за ним возложен на некомерческую организацию, основателями которой были родственники погибших солдат.
13.

И хотя сейчас зима, на мемориале цветут цветы...
14, 15


Примерно полгода назад в Израиле разразился скандал, связанный с этим мемориалом. Несколько человек, пришедшие почтить память солдат, застали в бассейне группу весело плескающихся детей, а рядом как ни в чем не бывало сидели их родители. На просьбу вытащить детей из бассейна они ответили отказом, присовокупив, что не считают купание в нем осквернением памяти погибших.
Инцидент произвел немалый резонанс в израильском обществе. Поведение родителей послужило поводом для многочисленных разговоров на тему этики и морали, оно были публично осуждено как аморальное и бесчеловечное, а по следам происшествия полицией было начато расследование.
...И наверное, хотя каждый сам определяет для себя границы между черным и белым, между добром и злом, есть вещи, которые остаются над этими категориями, они выше их, они вечны и они священны. И память о погибших солдатах - чьих-то любимых детях - должна уважаться каждым, независимо от пола, возраста и вероисповедания.
И память эта должна быть вечной. Как цветы, из года в год снова вырастающие на этих камнях...
16, 17


****************************************
Спасибо
Journal information