Понедельник и мы продолжаем. Сегодня lyolik-il расскажет, а я “покажет” вам дома, мимо которых вы, будучи на улице Алленби, проходили не раз. И наверняка они не удостаивались даже вашего секундного взгляда – внешне ничем не примечательные, “потрепаны временем” и один даже полуразрушен. Но это сегодня, а вот 90 лет назад…..
Неисповедимы пути господни, и столь же заковыристы и сплетены порой дороги людские…
Семья Исмаиловых жила в Иране, имела большой ковровый бизнес, который радовал своих владельцев прибылью, и, казалось бы – жить бы им да поживать, добра наживать, но решились они на крутые перемены – на переселение в Эрец-Исраэль.
Но строги были иранские законы и не позволяли они неправоверным вывозить имущество за пределы страны. А имущества у зажиточного еврейского семейства Исмаиловых было немало, и бросить его на радость местному населению было бы обидно.
Обстоятельства вынуждают семью пойти на хитрость – и все ее члены переходят в мусульманство. В течение нескольких лет, незаметно, понемногу, дабы не вызвать ненужных подозрений, они продают имущество и переводят капитал в Германию (переводить деньги сразу в Эрец-Исраэль они не могли). В конце концов, семья количеством около 80 человек снимается с нажитого места и уезжает всем составом в Германию, где возвращается в лоно иудаизма.
Прожив там некоторое время, небольшая мужская часть семьи Исмаиловых приезжает в Тель-Авив. Очень скоро стало понятно, что ковровое дело, кормившее семью в Иране, не получит своего развития в жарком и пыльном климате Израиля, и Исмаиловы стали раздумывать об иных источниках дохода. Они решают построить в Тель-Авиве отель. Идея была очень удачной, поскольку в молодой город приезжало всё больше и больше народа, а размещаться в нем было почти негде.Особо не раздумывая, Исмаиловы заказывают проект дома Йегуде Мегидовичу (от которого никуда не деться, рассказывая о Тель-Авиве, ибо построил он в нем порядка четырехсот зданий) и одним из требований выдвигают похожесть внешнего облика дома на стиль германских построек. Мегидович пытался было возражать, объясняя, что местный климат требует иных архитектурных решений, но заказчик был непреклонен, и архитектору пришлось подчиниться.
Построенный в 1925 году отель имел два крыла – одно протянулось вдоль улицы Явне, второе – вдоль улицы Монтифиори. Сбоку дома Мегидович стоит башенку (его любимая “фишка” и практически визитная карточка).Гостиничный бизнес оказывается настолько выгодным, что семья заказывает Мегидовичу еще один дом, который начинает строиться рядом, по улице Монтифиори-угол Алленби.
К тому времени заказчики уже признали правоту архитектора относительно местных реалий, поэтому дают ему свободу решения и возможность подстроиться под тель-авивский климат. Мегидович делает в доме высокие узкие окна и арочные лоджии.
Строительство второго дома заняло гораздо большее время из-за грянувшего финансового кризиса, поэтому он был полностью закончен лишь в 1929 году.
Башенка, украшавшая отель «Исмаилофф», сначала традиционно использовалась для сушки белья, коего в отелях бывает немало. Но однажды в Тель-Авиве, в отеле Нордау (тоже построенном Мегидовичем), произошла очень романтическая история – некий молодой человек приглашает туда свою девушку; и в башенке отеля, с видом на весь тогдашний Тель-Авив, на Яффо и на море, делает ей предложение. Девушка не смогла устоять и согласилась.
Молва о таком романтическом способе предложения руки и сердца летит по Тель-Авиву, и вскоре башенки во всех домах, построенных Мегидовичем, начинают пользоваться бешеной популярностью – в том числе и башенка в отеле «Исмаилофф». Их снимают по самым разным поводам – от предложений пожениться и до разводов.
Фотографии отеля и его макет есть на выставке, посвященной Йегуде Мегидовичу – таковая имеется в здании Мигдаль а-Шалом, и ее однозначно стоит посетить . Кроме гостиницы «Исмаилофф» там есть макеты многих других спроектированных им домов.
Сегодня ни один из домов уже не принадлежит потомкам семьи Исмаиловых. Дом на углу Алленби-Монтифиори выкуплен в частные руки, и в нем живут люди, не имеющие никакого отношения к первоначальным владельцам. Состояние дома довольно плачевно, но реставрационные работы в нем пока не ведутся из-за нежелания владельцев.
Нежелание это, к слову сказать, имеет свои причины: решив однажды отремонтировать дом, они наняли строительного подрядчика, который в первую очередь снял в доме уникальную керамическую плитку – якобы, чтобы не повредить ее. С этой плиткой он и исчез… С тех пор погоревшие на подрядчике-мошеннике владельцы опасаются повторения подобного.
Здание отеля обветшало и частично разрушилось, в нем никто давно не живет. Пока оно стоит пустым, но его уже готовят к реставрационным работам, и когда-нибудь в будущем он снова откроет для посетителей свои двери.
Ну а пока только голуби живут в той романтической башенке…
ps: Мы с lyolik-il особенно благодарим Victor Kinus за направление нас на правильный хронологический путь постройки домов.
Постоянная ссылка на эту запись в блоге: http://www.lookatisrael.com/tel-aviv-ismaylof-building/
Journal information