Алёна (lyolik_il) wrote,
Алёна
lyolik_il

Category:

Рош а-Шана 5775. Галилея. Цфат

...Пройдя через кладбище, мы вошли в город Цфат



Цфат (ивр. צפת‎; араб. صفد‎‎ - Ṣafad, в русской традиции — Сафед) - это, как я уже писала, один из четырёх священных городов для евреев, наряду с Иерусалимом, Тверией и Хевроном; главный город Верхней Галилеи.
Город расположен на высоте 850 м над уровнем моря, на склоне горы Кнаан, в 48 км к востоку от Акко и в 40 км к северу от Тверии.

2.


Предположительно, свое название город получил от корня צפה — «наблюдать», и оно может быть переведено как «наблюдательный пункт».

В Танахе Цфат не упоминается. Однако в книге Судей (1:17), при описании завоевания Ханаана израильскими племенами, говорится о городе с таким же названием, расположенном в Негеве, поэтому можно предположить, что слово "цфат" служило в древности общим названием пограничной крепости или наблюдательного пункта.

3.


Цфат упоминается в книге Иосифа Флавия «Иудейская война» (II, 20:6) как важный укрепленный пункт (66 г. н. э.).
В Иерусалимском Талмуде (РхШ. 2:1) Цфат упоминается как место, где во времена Второго храма зажигались сигнальные костры для оповещения о времени наступления нового месяца и праздников.

Давайте побродим по городу вместе с нами и janataha и познакомимся с его богатейшей историей.

Во времена арабского владычества (VII-XI вв.) Цфат — небольшой город, в котором имелась еврейская община. Евреи, занимавшиеся, главным образом, земледелием и скотоводством, жили также и в деревнях вокруг Цфата.

4.


После завоевания страны крестоносцами в XI в. Цфат стал важным звеном в системе пограничных укреплений Иерусалимского королевства крестоносцев. В 1140 г. они приступили к строительству в Цфате  мощных оборонительных сооружений, выбрав для этого развалины ранее построенных евреями укреплений времен Иудейской войны.

После захвата Иерусалима мусульманскими войсками король Амальрик I передал Цфат ордену храмовников (тамплиеров).

5.


Сегодня Мецуда — руины древней цитадели на вершине господствующего над городом холма - это важное историческое наследние города

6.


По развалинам этого замка крестоносцев мы тоже побродили, таким образом завершив круг нашего трехдневного путешествия по стопам крестоносцев в Верхней Галилее

7.


8.


9.


По свидетельству Биньямина из Туделы, посетившего Цфат в 1170–71 гг., евреи были изгнаны из Цфата, синагоги разрушены.

В декабре 1188 г. курдско-сельджукские войска Салах ад-Дина (Саладина) заняли Цфат. Под их властью в окрестных селениях и в самом городе возродилась крупная еврейская община.

В 1240 г. Цфат вместе со всей Галилеей был передан эмиром Дамаска крестоносцам. Он оказался под контролем Тевтонского ордена (который выкупил в 1220 г. у других христианских орденов права на будущее владение Цфатом, в то время еще находившегося под властью мусульман).
Около 1257 г. рыцари ордена тамплиеров вновь получили права на владение городом, однако уже в 1266 г. Цфат после тяжелой месячной осады был захвачен мусульманами-мамлюками под командованием султана Бейбарса.
Падение Цфата имело огромное стратегическое значение и по сути предрешило окончательную ликвидацию государства крестоносцев.

10.


При мамлюках Цфат был самым крупным городом севера страны, центром провинции. Еврейская община Цфата продолжала расти на всем протяжении XIII в. и в первой половине XIV в.

11.


В начале 14 в. в Цфате поселился испанский каббалист раввин Шем Тов бен Аврахам Ибн Гаон. В Цфате он написал большинство своих сочинений.

12.


В 1348 г. еврейская община, как и все население города, пострадала от эпидемии «Чёрной смерти».

Известный еврейский путешественник рабби Овадия бен Аврахам Бертиноро в своем письме от 1438 г. отмечал, что в Цфате «евреи живут спокойно... однако большинство из них — бедняки, занимающиеся торговлей вразнос по деревням».

13.


Постепенно стало возрастать значение Цфата как торгового центра. В конце XV в. в городе жило около 300 еврейских семей (в Иерусалиме в то же время — около 200 семей). Большинство из них занималось торговлей сельскохозяйственными продуктами — сыром, маслом, фруктами и пряностями.

Евреи Цфата, так же, как и большинство еврейского населения Эрец-Исраэль, принадлежали к этнолингвистической группе муста‘араби, чьим разговорным языком был арабский; в состав группы входили потомки евреев, постоянно живших в стране со времен Второго храма.

14.


После изгнания евреев из стран Пиренейского полуострова в Цфате стали селиться выходцы из Испании и Португалии.

Важной вехой в истории Цфата стал 1516 г., когда город был захвачен турецкими войсками. Включение в мощную Османскую империю способствовало улучшению экономического положения Цфата и росту его населения. Постепенно город стал крупным торговым и промышленным центром.
Евреи в значительной степени сосредоточили в своих руках обработку шерсти, красильное дело, производство шелковых тканей. Еврейские купцы от мелкой торговли перешли к крупным международным операциям.

15.


Изменился и этнообщинный состав еврейского населения. Выходцы с Пиренейского полуострова (сефарды) стали преобладающей по численности и влиянию группой. В 1521 г. в Цфате было три синагоги: муста‘араби, сефардов и выходцев из Северной Африки. В дальнейшем община муста‘араби растворилась в окружающей среде (в основном сефардов) и к концу XVII в. прекратила свое существование как отдельная группа.

В Цфате появились общины выходцев из Италии, Западной и Центральной Европы (ашкеназы). Мусульмане, жившие в Цфате, хотя и назывались арабами, являлись в основном по происхождению курдами (по-видимому, потомками воинов египетского султана Салах ад-Дина).

В Цфате имелась община самаритян.
В 1560-е гг. в Цфате проживало десять–двенадцать тысяч человек, из них примерно половина — евреи.

16.


XVI в. был веком расцвета Цфата. Ни одна из еврейских общин послеталмудического периода не внесла в это время такого вклада в формирование еврейской культуры, как община Цфата. Раввины, жившие в Цфате, оказали определяющее влияние на развитие еврейской религиозной традиции почти во всех ее областях: Галаха, каббала и мистицизм, пиют.

17.


Благодаря хорошему экономическому положению, стабильной политической обстановке, удобному географическому расположению, тому, что в городе уже находилась крупная еврейская община, Цфат стал притягательным центром для многих выдающихся раввинов, в том числе для изгнанников с Пиренейского полуострова.

18, 19.


В 1524 г. в Цфат приехал рабби Яаков Берав, крупнейший галахический авторитет своего времени. Он основал и возглавил крупнейшую иешиву Цфата.

С 1533 г. до смерти в 1575 г. в Цфате жил рабби Иосеф Каро, каббалист, наиболее выдающийся кодификатор Галахи. Иосеф Каро занимал должность главы раввинского суда Цфата.

20.


Особенно велика роль Цфата как центра развития каббалы. Кроме всего прочего Цфат привлекал каббалистов тем, что близко от него, у подножья горы Мерон находится гробница рабби Шимона бар Иохая, которому предание приписывает авторство книги Зохар.

(гора Мерон - в самом правом углу снимка)

21.


Одним из основателей цфатской школы каббалы был рабби Шломо Алкабец (поселился в Цфате, по-видимому, в 1535 г.). Вскоре в городе образовался кружок мистиков-аскетов под символическим названием «Суккат шалом» («Шатер мира»).
Ученик Алкабеца и брат его жены, рабби Моше бен Яаков Кордоверо, вскоре стал ведущей фигурой среди каббалистов Цфата.

22.


Начало новой эпохи в развитии не только каббалы и мистицизма, но и всей еврейской духовной традиции связано с именем рабби И. Лурии. Он поселился в Цфате в 1569 г. или 1570 г. и после смерти Моше Кордоверо в 1570 г. начал преподавать учение тайной мудрости узкому кругу учеников (известны имена примерно 30 его учеников).
Рабби И. Лурия скончался в Цфате и похоронен на городском кладбище. Его могила наряду с могилами других выдающихся раввинов до сих пор служит объектом массового паломничества.

23.


Этот беспрецедентный расцвет духовной жизни, так же, как и прочное экономическое положение, привели к тому, что во второй половине XVI в. Цфат превратился, по выражению рабби И. Каро, в «центр еврейского мира». Верховный авторитет мудрецов Цфата в вопросах Галахи и каббалы признавался крупнейшими общинами Ближнего Востока и Европы. Как раввины, так и простые евреи обращались в Цфат за решением трудных вопросов.

24.


В многочисленные иешивы Цфата стекались ученики из различных стран — от Йемена до Европы. В то время было принято, чтобы иешивы содержались за счет общин тех городов, в которых они находились, что ограничивало численность учеников и преподавателей. Однако раввинам Цфата удалось построить систему, при которой иешивы города финансировались различными общинами диаспоры, что предвосхитило систему организации образования еврейского, получившую распространение в конце XIX в. – начале XX в.

25.


В 1577 г. уроженец Праги Элиэзер бен Ицхак Ашкенази основал в Цфате первую в Эрец-Исраэль еврейскую типографию, которая просуществовала до 1587 г.

Однако, с последней четверти XVI в. общее политическое и экономическое положение в Османской империи вообще, и в Эрец-Исраэль в частности, стало ухудшаться. Прежние торговые пути, проходившие через район Средиземного моря и Ближнего Востока, стали утрачивать свое значение. Произошло обесценивание денег, центральная власть в Галилее стала постепенно ослабевать.

26.


После захвата в 1573 г. Турцией у Венецианской республики острова Кипр, часть оружия из венецианских арсеналов оказалась проданной арабам Сирии и Эрец-Исраэль, в том числе бедуинским племенам Галилеи. Это привело к резкому увеличению разбойных нападений на дорогах вокруг Цфата и сильно затруднило и без того пришедшую в упадок международную торговлю.

27.


Производство шерсти, бывшее одной из основ экономики Цфата, пережило глубокий кризис. Несколько лет засухи, особенно засуха 1583 г., нанесли еще один удар экономике Цфата.

28.


Ко всему прочему район Цфата поразило нашествие саранчи, разразились эпидемии (в 1563 г., 1586 г., 1587 г. и 1595 г.). Возрос произвол местной турецкой администрации.

29.


Еврейское население стало покидать город. Богатые купцы перебрались в Иерусалим, Хеврон и Дамаск. Крупнейшие раввины Цфата отправились в общины диаспоры за сбором пожертвований.

В 1600 г. община Стамбула отправила в помощь евреям Цфата судно с грузом шерсти для нужд промышленности Цфата стоимостью десять тысяч серебряных монет, однако судно было ограблено. В том же году евреи Стамбула отправили еще один корабль, который затонул в бурю. Попытки помощи на этом не прекратились, евреи Стамбула продолжали сбор денег. В Венеции был создан центр, в который стекались пожертвования.
В 1601 г. руководители венецианской общины обратились с письмом к общинам Германии, Польши и Украины, в котором описывали бедственное положение Цфата. В начало месяца адара — день, когда начинался сбор налога в пользу Храма (в период его существования), венецианская община ввела налог в пользу Цфата и призвала общины других городов последовать этому примеру.

30.


В 1599 г. Цфат поразил голод, вызванный засухой и нашествием саранчи, и до 1601 г. город был практически покинут жителями. В 1602 г. на начавшую восстанавливаться общину обрушилась эпидемия, евреи бежали в окрестные деревни, большей частью в Пкиин и Бирию, где существовали еврейские земледельческие поселения. В 1604 г. отряды друзов напали на город и ограбили еврейскую общину. В 1613 г. евреи сильно пострадали от нападений арабов. Община стала постепенно восстанавливаться только в 1621 г.

31, 32.


В 1628 г. Цфат был захвачен друзами, которые ограбили еврейских жителей.
В 1633 г. турки вернули себе власть над городом.
В 1640-е гг. в Цфате насчитывалось около двухсот еврейских семей и около ста семей мусульман.

33, 34.


В 1656 г. во время мощного восстания друзов еврейская община Цфата была вновь ограблена, многие были убиты, и большинство жителей покинуло город.
Через два года евреи снова начали селиться в Цфате, и в 1695–96 гг. в городе было около ста евреев.

35.


В 1759 г. Цфат был разрушен сильным землетрясением; погибло около двух тысяч жителей, из них — около 190 евреев. В 1765 г. в Цфате насчитывалось лишь 40–50 евреев.

36.


В последней трети XVIII в. политическое положение в Галилее стабилизировалось, и еврейская община стала постепенно расти. Евреи жили в отдельном квартале.

37.


В 1778 г. в городе поселились около 300 хасидов во главе с рабби Менахемом Мендлом из Витебска, незадолго до того прибывшие в Эрец-Исраэль. Однако через некоторое время из-за конфликта с местными сефардами они покинули город и перебрались в Тверию.

38.


В 1777 г. в Цфат прибыло около 30 евреев из Северной Африки, в начале 1780-х гг. за ними последовала еще одна группа.
С 1781 г. общину возглавлял уроженец Хеврона рабби Яаков Элисар (1720–88), который стремился поднять значение Цфата как религиозного центра. Основными занятиями евреев были крашение и производство тканей, земледелие (виноградарство, виноделие, выращивание маслин) и торговля.

39.


В город также прибывали хасиды и продолжалась алия из Северной Африки.

40.


В 1812 г. в Галилее разразилась эпидемия чумы, унесшая жизни значительной части еврейского населения Цфата.

41.


В 1831–32 гг. власть над Эрец-Исраэль захватил правитель Египта Ибрахим-паша. Первые годы его правления, продолжавшегося до 1840 г., были благоприятны для евреев Цфата, город превратился в коммерческий центр Галилеи.
В 1832 г. в Цфате поселился печатник из Бердичева Исраэль Бак (1797–1874), который основал типографию (первую в Эрец-Исраэль после закрытия типографии Элиэзера бен Ицхака).

42.


Во время арабского восстания 1834 г. еврейское население было ограблено.

В 1837 г. Цфат стал эпицентром землетрясения. Город был почти полностью разрушен, погибло около четырех тысяч евреев. Многие из оставшихся в живых раввинов переселились в Хеврон.
Исраэль Бак перевез свою типографию сначала в район горы Мерон (где вместе с сыном Нисаном создал сельскохозяйственное поселение Джермак), а затем в Иерусалим.

43.


В 1838 г. Цфат в течение 30 дней находился под властью восставших друзов, которые разграбили имущество евреев.

В 1839 г. в Цфате проживало 568 еврейских семей (около 1,5 тыс. человек) — 390 ашкеназов и 178 сефардов, большинство из которых родились за пределами Эрец-Исраэль. Евреи занимались в основном ремеслами и мелкой торговлей; был один дипломированный врач.

С конца 1860-х гг. в Цфате началась деятельность Альянса, на средства которого (и на пожертвования барона Э. Ротшильда) в начале XX в. существовали две школы. Наряду с этим действовало несколько десятков традиционных хедеров и талмуд-тор. Имелось шесть синагог (четыре сефардские и две ашкеназские), три публичных библиотеки (одна принадлежала ашкеназской общине, а две — сефардской). Действовало несколько иешив.

44.


В 1878 г. евреи города основали в районе Цфата земледельческое поселение Гай-Они, из которого впоследствии вырос город Рош-Пина, в 1887 г. — поселение Бней-Иехуда на плато Голан, а в 1891 г. — Эйн-Зейтим, рядом с Цфатом.

Первая мировая война тяжело отразилась на еврейской общине Цфата. 27 сентября 1918 г. австралийская кавалерия под командованием генерала Э. Алленби заняла город, и в Цфате установился британский контроль.
29 августа 1929 г. арабские толпы напали на еврейский квартал, 18 человек было убито, еврейский квартал был разграблен и сожжен. В 1931 г. в Цфате проживал 9441 человек, из них евреев — 2547 человек. Экономическое положение города было тяжелым, и молодежь покидала Цфат в поисках работы.

45.


К началу Войны за Независимость в Цфате проживало около двух тысяч евреев (большинство пожилых) из двенадцати с половиной тысяч жителей. 16 апреля 1948 г. англичане покинули Цфат, передав два стратегически важных здания полиции арабским силам, которые насчитывали четыре – четыре с половиной тысячи человек, включая части ливанской и иракской армий. Еврейский квартал оказался в осаде, в нем насчитывалось лишь 60 вооруженных бойцов, в том числе представители старого ишува.

1 мая 1948 г. отряды Палмаха начали наступление на арабские деревни вокруг города и проникли в еврейский квартал, число защитников которого увеличилось до 222.

46.


10 мая 1948 г. еврейские силы начали операцию по освобождению города, и 11 мая, за три дня до провозглашения независимости Израиля, арабские отряды и все арабское население бежали из Цфата. Город стал полностью еврейским.

47.


Это миномёт Давидка (Davidka) — изготовленный кустарно миномёт времён войны за независимость Израиля 1948 года. Это был первый миномёт, разработанный и выпускавшийся в Израиле, его конструктором был Давид Лейбович. Состоял из гладкоствольной трубы с навинтным казёнником, опорной плиты и опоры.

48.


Практически сразу после освобождения города началось его заселение репатриантами из разных стран, которые селились в оставленных арабами домах и во временных лагерях репатриантов.

В 1953 г. в Цфате было 7,9 тыс. жителей, в 1970 г. — 13,1 тыс., в 1973 г. — четырнадцать тысяч. Город интенсивно застраивался. Был отреставрирован еврейский квартал.

На склонах горы Талул в покинутых арабами домах был основан квартал художников, в котором живут, работают и выставляют свои произведения живописцы и скульпторы.

49.


50.


Произведения выставлены прямо на улицах

51.


Как-то очень резко бросающееся в глаза различие с находящимся в двух шагах религиозным кварталом

52, 53.


Цфат и сегодня является одним из крупных центров религиозной жизни. В 1975 г. был основан квартал Хабада, в котором живут любавичские хасиды. С 1980-х гг. растет община брацлавских хасидов, которые также построили отдельный квартал — Кирьят-Брацлав.

54.


В городе действуют несколько иешив, проводятся многочисленные семинары на религиозные темы (в особенности связанные с хасидизмом и каббалой), на которые съезжаются слушатели из различных городов Израиля и из-за границы.

Помимо старого кладбища Цфата, о котором я писала в прошлом посте, объектом массового паломничества является пещера Шема и Эвера (древняя погребальная пещера), где, согласно традиции, патриарх Иаков передал своему сыну Иосифу тайны Торы, которые сам узнал от Шема и Эвера

55.


Жители Цфата верят, что именно по этому узкому - самому узкому в городе - переулку пройдет Мессия, когда снова придет на землю

56.


В Цфате имеются Музей скульптуры и графики имени Ханоха (Энрико) Глиценштейна (1870–1942), в котором также размещена его библиотека. Есть также музей книгопечатания.

57.


Ежегодно в Цфате в летние месяцы проводится международный фестиваль клезмерской музыки, который привлекает десятки тысяч слушателей.
Остановиться в Цфате можно в отеле "Римоним"

58.


Вот так и бродили мы по Цфату, древнему и мистическому городу, среди камней и цветов

59.


60.


Я давно хотела погулять по Цфату, и я это сделала, и город оказался совсем не таким, каким я его представляла, но не менее интересным и интригующим, чем в фантазиях...

51.


...Так закончились и праздники нового, 5775 года, и наше трехдневное путешествие по Галилее.

Электронная еврейская библиотека о Цфате
Tags: Галилея, Израиль, Цфат, путешествия ПИОН
Subscribe

Posts from This Journal “Галилея” Tag

  • Ирис дорский (Ирис Лорте) - Iris lortetii - אירוס הדוּר

    Йухууууу!.. Ровно через неделю после того, как мы нашли самарийский ирис, считающийся подвидом дорского ириса, мы нашли и сам дорский. Редкий и…

  • В последний выходной зимы

    С прошлой субботней поездки за ирисами осталось несколько фотографий без оных )) Покажу их отдельным постом. Лес у заповедника назаретского ириса…

  • Летний Нахаль Кзив

    В последние выходные мы так славно прогулялись по нашему израильскому северу, что я даже привезла много фотографий и впервые за ооооочень долгое…

  • Сказки и истории Западной Галилеи

    Западная Галилея. Гора Верблюд (Гамаль). Местные арабы рассказывают, что когда в долину Акко прибыл пророк Мухаммад, две соседние горы стали…

  • Жидовствующие, Или кто такие субботники

    Переношу сюда из блога Жени мною написанный рассказ, сопровождаемый его фотографиями, о очень удивительной части населения нынешнего Израиля, про…

  • Всё, что надо знать об израильском феврале-3. Заключительное

    И снова здрасьте :) Февраль на исходе, и хочется поскорее успеть увидеть всё то, что он нам приносит - такой короткий, изменчивый, непостоянный и…

  • Всё, что надо знать об израильском феврале-2

    Теперь о феврале нам будет рассказывать Западная Галилея... Когда толпы израильтян ездят по лесам, полям и рекам, чтобы полюбоваться на цветение…

  • Январская сказка горы Арбель

    Бесконечное множество раз следуя по 90 шоссе из Тверии на север и обратно, я смотрела на возвышающуюся над долиной скалу, которая всегда будила во…

  • Нахаль Амуд и его амуд

    Бывает так, что что-то очень желаемое вдруг осуществляется, когда не успеваешь об этом и подумать; а порой бывает наоборот - должно пройти время,…

promo lyolik_il august 15, 2016 18:23 49
Buy for 100 tokens
Ну вот, мы вернулись из самого лучшего в мире отпуска; у меня, как водится, лёгкий отходняк (лёгкий - это потому что я дома, а не на работе), и чтобы его как-то сгладить, самое то посидеть, поразгре​***ь фотографии, повспоминать... И несмотря на свою любовь к хронологии, в этот раз я ей немного…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments