Свой фото-рассказ я начну с того же места в окрестностях города, с которого началась наша прогулка - с горы Свержения.
2.
Одна из главных святынь христианства, почитаемая верующими всего мира, эта гора возвышается на 397 м над Изреэльской долиной.
3.
Здесь на фото, справа, можно разглядеть смутные очертания горы Тавор (Фавор), которая традиционно считается местом Преображения Господня
4.
С горы Свержения открывается прекрасный вид на сам город и его окрестности
5.
С древности эта гора, известная также под именем Гора Прыжка Господа, была особенным местом для христиан, и свидетельством тому являются обнаруженные археологами на ее вершине руины древнего монастыря. Здесь до сих пор время от времени совершаются богослужения.
6.
Гора Свержения упоминается в Евангелии от Луки, где ведется рассказ о первой проповеди Христа, которую он устроил в синагоге Назарета, объявив себя Мессией. Возмущенные иудеи намеревались побить Иисуса камнями и повели его на гору, чтобы сбросить вниз, как этого требовала традиция.
7.
Но в один момент свершилось чудо, и сын Божий прошел мимо разъяренной толпы. Никто не смог этого объяснить, но по преданию Христос спрыгнул с высокой скалы и приземлился в долине совершенно невредимым.
8.
В день нашей там прогулки небо было затянуто облаками, а долина пряталась в дымке; зато на самой горе все переливалось совсем не зимними красками и цветами :)
9.
...Ну а потом мы поехали в город.
10.
Согласно одной из теорий название "Нацерет" (по-русски - Назарет) происходит от ивритского слова "нецер", означающего ветвь. Это слово понималось как мессианский титул, основанный на словах пророка Исайи: "И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его".
11.
Хотя Назарет присутствует в евангельских текстах, другие, не библейские, упоминания о Назарете в текстах первых веков отсутствуют. В своей книге "Библейские истории" венгерский философ-религиовед Густав Гече пишет:
"Интересно, что кроме евангелий и других книг позднего христианства, город Назарет нигде не упоминается, хотя, согласно Новому завету, он находился в Галилее, которая встречается во многих источниках. Так, Иосиф Флавий, описывая Иудейскую войну, упоминает города и селения Галилеи, но среди них нет Назарета. О существовании Назарета не знали ни авторы Ветхого завета, ни толкователи Закона Моисеева, умалчивают о нём также и греческие и латинские авторы. За исключением христианских книг, основанных на благовествованиях, о Назарете впервые говорится в двух стихотворениях еврейского автора Калира Елиасара (VII или VIII в.). Однако эти стихи не могут считаться источником, поскольку трудно установить, использовал ли поэт это название, почерпнув из древних неизвестных нам списков, или же заимствовал его из христианской литературы".
12.
Помимо текстов еврейского поэта упоминание о Назарете можно найти в "Церковной истории" Евсевия Кесарийского (III—IV вв.), который цитирует Секста Юлия Африкана (ок. 160 — ок. 240 гг.):
"Только немногие, хранившие память о своем роде, сберегли свои частные родословные, или запомнив имена предков, или имея их списки. Они гордились тем, что сохранили память о своем благородстве. В их числе были и вышеупомянутые деспосины — их называют так по причине их родства с семьей Спасителя. Уроженцы иудейских селений — Назарета и Кохабы, они разбрелись по остальному краю и составили упомянутую родословную на основании "Книги Дней", как могли."
Таким образом, автор говорит о Назарете как о селении в Иудее, причём располагает его в тексте рядом с до сих пор не идентифицированным селением под названием "Кохаба". Следует отметить также, что в английском переводе данного фрагмента вместо слова "Назарет" (англ. Nazareth) стоит слово "Назара" (англ. Nazara).
13.
Отсутствие упоминаний о Назарете в текстах первых двух веков заставляет предположить, что "либо город Назарет никогда не существовал, либо был настолько мал, что не удостоился упоминания, хотя в талмудической литературе перечислены все населенные пункты, где действовали школы или синагоги". Джеймс Стрэйндж (англ. James Strange), американский археолог и сторонник второй версии, в этой связи замечает: "Назарет не упоминается в древних еврейских источниках ранее третьего века н. э. Вероятно, это свидетельствует об отсутствии его известности как в Галилее, так и в Иудее". Первоначально Стрэйндж предположил, что численность населения Назарета во времена Христа была "примерно от 1 600 до 2 000 человек", но позднее, в последующей публикации он указал ещё меньшее значение: "максимум около 480".
14.
Тем не менее, с давних времен и по сегодняшний день это один из важнейших для христианства городов, в который приезжают паломники со всего мира
15.
Кстати, города-побратимы Назарета - это Флоренция (Италия), Ченстохова (Польша) и Гаага (Нидерланды).
16.
О древности города свидетельствуют научные факты. К примеру, подземные тоннели и пещеры, случайно найденные на территории, принадлежащей Греческой Православной Митрополии
17.
18.
19.
Пока что раскопано совсем немного; но даже в этом немногом есть, на что посмотреть
20.
21.
22.
23.
24.
25.
Над пещерами находится летний домик для отдыха греко-православного епископа и его окружения.
26.
27.
28.
Недалеко от этого места стоит Греческая православная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, построенная на Святом источнике, к которому приходила за водой Дева Мария, и у которого свершилось Благовестие. Церковь известна также как греческая православная церковь Архангела Гавриила над источником Пресвятой Богородицы.
29.
Первый храм на этом месте был основан в IV веке во время правления императора Константина. По свидетельству блаженного Иеронима (342—420), в годы его жизни в Палестине (с 38-х гг. до самой кончины) в Назарете существовало два храма, посвященных Благовещению: один на месте Благовещения Аргангелом Гавриилом и другой, где жило святое семейство.
30.
Однако впоследствии мусульмане разрушают храм, и в воспоминаниях западного паломника Зефульфа, посетившего Святую Землю в 1102—1103 гг., Назарет описывается как опустошенный сарацинами город, а Святой источник как окруженный только колоннами и плитами, оставшимися от храма.
31.
Об источнике, бьющем в церкви, вспоминает паломник Фока в 1177 году. В течение столетий это был основной источник воды в городе; это место также служило местом встречи жителей города. На краю источника находится выемка - на это месте, как гласит легенда, Мария принесла младенца Иисуса, чтобы искупать его и омыть свои одежды; Иисус сам спустился к бассейну и принес воды для своей матери.
32.
Султан Бейбарс в XIII веке уничтожил все храмы города.
Современная церковь была построена в 1750 году при значительной помощи из России. На пожертвования одного из греческих купцов, мастером Андреем в 1767 году, был изготовлен резной позолоченный иконостас из дуба.
33.
Помещения церкви во 2-й половине XIX века приходят в запустение и ветхость. В конце XIX века, при содействии Императорского Православного Палестинского Общества храму были собрана необходимая сумма для ремонта и обновления храма. Обществом храму Благовещения были пожертвованы: зототая лампада, помещенная над местом Благовещения и иконы Благовещения и Целования Пресвятой Богородицы и св. Прав. Елисаветы, выполненные начальником Троице-Сергиевой иконописной мастерской — иеромонахом Симеоном. Роспись стен храма в древнем византийском стиле выполнена в 1977-1978 гг., румынскими художниками Михаилом и Гавриилом Марасанами.
34.
На сегодняшний день греческая православная церковь Благовещения над источником Пресвятой Богородицы является приходским храмом православной арабской общины Назарета. Относится к Назаретской митрополии Иерусалимской Православной Церкви греческой патриархии.
35.
Одно из самых святых мест в христианстве - это Базилика Благовещения, которая построена на месте, где предположительно жили Дева Мария и Иосиф. Согласно христианской традиции, именно здесь Архангел Гавриил возвестил Деве Марии благую весть о том, что она носит в себе сына Божьего.
36.
Базилика Благовещения - это крупнейшая христианская (католическая) церковь Ближнего Востока и место христианского паломничества. В базилике служат монахи ордена францисканцев. Церковь имеет почётный статус «малой базилики», присвоенный ей в 1964 году папой Павлом VI.
37.
Первая церковь на этом месте была возведена в 427 году нашей эры и эпоху Константина Великого и его матери Елены, которая основала в Святой Земле церкви, отмечающие места главных евангельских событий. Церковь Благовещения в Назарете была построена одновременно с Базиликой Рождества Христова в Вифлееме и Храмом Гроба Господня в Иерусалиме.
Эта церковь была разрушена в VII веке после мусульманского завоевания Палестины.
38.
Современное здание было построено в 1969 году на месте, где стояла первоначально ранневизантийская церковь, а впоследствии церковь эпохи крестовых походов.
Церковь состоит из двух уровней: нижний уровень включает в себя Грот Благовещения, который многие христиане считают остатками жилища Девы Марии и местом, где имело место евангельское событие Благовещения.
39.
В этом месте всегда царит полумрак, что помогает поддерживать чувство таинства, которым окружено благовещение.
40.
41.
На верхнем этаже в мраморный пол вписаны имена Римских Пап, там же находится огромная мозаика итальянского художника Сальваторе Пума.
42.
43.
На стенах во внутреннем дворе и внутри Базилики (на втором этаже) висят мозаичные картины со сценами из жизни Святого Семейства (и изображения Девы Марии), пожертвованные христианскими общинами всего мира. Разглядывать их можно подолгу, отмечая, как облик Марии меняется от страны к стране, от народа к народу...
К примеру - таиландский и японский варианты
44, 45.
Подарок от Украины
46.
(Российскую мозаику я искала-искала, но не нашла...)
Административно базилика принадлежит к латинскому Патриархату Иерусалима и опекается Орденом францисканцев.
47.
Высотой в 60 метров, здание Базилики является наиболее мощным и впечатляющим культовым зданием на Ближнем Востоке; сама архитектура подчеркивает ощущение вечности. Нижние уровни здания свидетельствуют о силе духа, которая потребовалась для возведения Базилики, в то время, как очертания верхних куполов символизируют чистоту и непорочность Девы Марии.
48.
Совсем рядом с Базиликой Благовещения находится небольшая Церковь Святого Иосифа. Именно здесь, согласно христианской традиции, находилась рабочая мастерская Иосифа, обручника Девы Марии
49.
Церковь Святого Иосифа считается святым местом для христианской религии и одновременно является важнейшим археологическим объектом. Церковь была построена в 1914 г. в неороманском архитектурном стиле.
50.
Под полом церкви был обнаружен древний колодец, роскошные мозаичные рисунки и тоннели, один из которых, по-видимому, и служил Иосифу мастерской.
Эта скульптура, изображающая Иосифа, очень символична: позади ее есть изображение Марии, словно укрывающейся за сильной спиной Иосифа.
51.
Последнее место, которое мы успели посетить в тот день - это международный центр "Мария (Мириам) из Назарета".
Центр был создан по инициативе лидеров Ассоциации Нотр-Дам де-Мари де-Назарет Оливера Бонасси и Жака де ла Бастиллии и был торжественно открыт Его Святейшеством Почетным Патриархом Иерусалима Мишелем Сабахом; открытие состоялось 25 марта 2011 года во время торжеств Благовещения.
Под зданием Центра Марии находятся остатки древнего еврейского поселения
52.
Это еще одна иллюстрация того, как плотно переплетены в Израиле корни ведущих мировых религий, когда можно зайти в церковь, носящую название "Синагога", или увидеть руины дома, в котором когда-то жили евреи, внутри христианского центра... Впрочем, создатели Центра Марии только подчеркивают эту связь, считая, что Мария – это "мост" между всеми тремя мировыми религиями: Мария еврейка, дочь Сиона, имя которой упоминается в 114 сурах Корана.
53.
Расположенный на территории в 250 квадратных метров, комплекс состоит из часовни и конференц-зала, предназначенного для желающих ближе ознакомиться с историей Девы Марии через призму различных религий: иудаизма, христианства и ислама. Здесь мы провели более часа, наблюдая аудиовизуальное шоу "Путешествие во времени", рассказывающее о главных вехах жизни Святого семейства: Благовещении, Воплощении, Тайной Вечере, Страстях и Воскресении Христовом.
54.
Центр Марии из Назарета открыт для паломников и местных жителей, а также для всех желающих. В нем расположены открытый амфитеатр, комнаты для занятий, кукольный театр, кафетерий и книжный магазин.
55.
...И когда мы вышли из зала, осмысливая увиденное, Назарет уже был окутан темным покрывалом вечера.
56.
Мы стояли на крыше Центра Марии, любуясь городом
57.
58.
Гигантской свечой горела Базилика Благовещения
59.
Мы шли по вечерним улицам одного из самых известных и святых городов мира
60.
и путь нам освещали окна-лампады домов, стоящих там, где когда-то ступало само Святое Семейство...
61.
За прогулку и рассказы спасибо janataha
Ссылки на источники информации: раз, два, три, четыре, пять.
Базилика Благовещения и церковь Святого Иосифа от k0ev
Journal information