То, что я там увидела, разве что слегка напомнило мне металлические скульптуры, стоящие в музее Яд ле-Ширьон, но в целом никогда ничего похожего я не видела.
Музей под открытым небом
2.
3.
Игъаль Тумаркин родился 23 октября 1933 года в Дрездене, и получил имя Мартин Грегор Генрих Хильберг. В двухлетнем возрасте он переехал вместе с матерью в Эрец-Исраэль, и здесь у него появились отчим Герцль Тумаркин и новое имя. В девять лет Игъаль узнал о том, что отец ему не родной, и это несколько охладило его отношения с родителями.
4.
Семья Тумаркиных поначалу жила в Тель-Авиве, затем переехала в Бат-Ям, где Игъаля отдали в школу с религиозным уклоном "Тахкемони". Впоследствии скульптор вспоминал, что для него оказалось очень сложным влиться в религиозную среду, и потому за несколько лет он сменил несколько учебных заведений. В числе прочих, он учился в киббуце в Эмек Изреэль, в Тель-Авиве и в Холоне.
5.
После армии Игъаль в течение года учился в Эйн-Ход у скульптора Роди Леэмана, работавшего в стиле, отличном как от академического реализма, так и от авангардизма. "Когда он махал мне рукой на прощание и уезжал в Иерусалим, я начинал обратный отсчет в ожидании того дня, когда смогу показать ему, что я нарисовал за неделю его отсутствия. Вечерами мы говорили об искусстве и скульптуре, (...) о чистой форме, выражении, силе, которая исходит от материала и крошечной скульптуры, о разнице между живым человеком и статуей".
6, 7.
В 1955 году Тумаркин поехал в Восточную Германию, где встретился со своим биологическим отцом, Мартином Хильбергом. Однако их отношения не сложились.
В Германии Игъаль работал в театре Бертольта Брехта в качестве декоратора-стажёра. Личность Брехта оказала огромное влияние на творчество Тумаркина.
8, 9.
После смерти Брехта в 1956 Тумаркин переехал в Западную Германию, оттуда в Голландию (где женился), а потом во Францию.
В Париже Тумаркин встречает поэта Тристана Тцара, который знакомит его с дадаизмом (авангардистским течением в литературе, изобразительном искусстве, театре и кино). Кроме того, Тумаркин знакомится с искусством фотомонтажа Джона Хартфилда и коллажами Курта Швиттерса.
Эти знакомства сильно повлияли на художественный стиль скульптора, который начинает работать в технике ассамбляжа (это техника визуального искусства, родственная коллажу, но использующая объёмные детали или целые предметы, скомпонованные на плоскости как картина. Допускает живописные дополнения красками, а также металлом, деревом, тканью и другими структурами. Иногда применяется и к другим произведениям, от фотомонтажей до пространственных композиций, поскольку терминология новейшего визуального искусства не вполне устоялась. Википедия). Его рисунки того периода приобрели популярность и торговую ценность, и один из них даже был приобретен галереей Тэйт.
10, 11
12.
В 1960 году Тумаркин приезжает в Израиль для организации выставки в коллежде искусств "Бецалель", и... остается в стране на два года. В 1961 году в "Бецалеле" открывается его первая песональная выставка работ, выполненных в стиле поп-арт и авангард.
В последующие годы Тумаркин начинает использовать в своих работах металлический лом, о чем говорит так: "Тогда мне казалось, что я создаю абсурд - археологию в настоящем времени".
13.
В 1962 году Тумаркин уезжает в Японию и США, чтобы изучить искусство японского рисунка.
В 1964 году скульптор получает от ЦАХАЛА тонну поломанного оружия, из которого в течение четырех месяцев создал в своей тель-авивской мастерской четыре скульптуры.
14.
15.
В 70-х годах Тумаркин постепенно отходит от техники ассамбляжа, которая характеризовала его работы до этого времени. Новые скульптуры теряют черты абстрактности и приобретают признаки культурного символизма.
16.
17.
Самая известная его работа того времени - это созданный в 1972 году монумент "Катастрофа и возрождение", установленный на площади Рабина в Тель-Авиве перед зданием муниципалитета.
Во время Войны Судного дня Тумаркин служил в ЦАХАЛе в качестве фотографа и военного корреспондента.
18.
19.
20.
21.
Между 1974-1979 годами Тумаркин живет в США и периодически приезжает в Израиль. В этот период он создает несколько объемных монументов из стекла и металла.
22.
23, 24.
Тумаркин пробует себя в лэнд-арте. Однако его работы по-прежнему несут на себе печать политических событий современности.
25.
Стиль Тумаркина продолжал меняться, приобретая новые черты. Его работы и его личность не раз шокировали общество.
26.
Тумаркину удалось объединить в своих работах скульптуру и живопись, и, несомненно, его творчество оставило свой неизгладимый след в израильских пейзажах.
27.
28.
Тумаркин показывает разные вещи разным людям согласно их принадлежности к политическому спектру. "Мафионер из левых", "капитулянт", "ненавистник Израиля" с одной стороны, и "голоса здравомыслия"," пресс-секретарь истины" с другой.
Причина этому проста: Тумаркин считает себя художником протеста, и его указующий перст направлен на "священных коров" израильского общества с целью поразить их. Выражаясь современными понятиями, Тумаркин является умеренным левым, который испытывает чувство уважения к основополагающим ценностям Государства Израиль, но не к их нынешней "инкарнации".
29.
30.
Будучи критиком израильского общества, Тумаркин не мог пропустить одно из его главных черт - милитаризм. Армия это крупнейший израильский социальный институт; подавляющее большинство израильских мужчин и женщин прошли военную подготовку и провели несколько лет своей молодости в армии. Вся страна - это хорошо смазанная военная машина, в любой момент готовая к обороне.
Иными словами, нет никакой другой силы, что так влияет на формирование личности израильтянина, как война. Война как социальная сила создает общественные институты, ценности и понятную только ей логику. Тумаркин представляет это так, будто Израиль живет в военном положении уже так долго, что его логика извратилась и ожесточилась, война стала общепринятой нормой, и скульптор больше не может молчать об этом.
31.
Я ничего не понимаю в искусстве. Я могу соглашаться или не соглашаться с Тумаркиным относительно его мнения о военной морали Израиля. Но я помню одно - когда мы гуляли по парку его скульптур, то каждая из них заставила нас остановиться на несколько минут.
Задуматься.
Разгадать.
Понять.
32.
Информация о Тумаркине здесь и здесь (иврит).
Journal information