Алёна (lyolik_il) wrote,
Алёна
lyolik_il

Февральский променад. Вдоль речки Сорек

Весна идёт, весне дорогу!..
Погоды установились столь сказочные, что дома сидеть - просто преступление. Тем более, неосвоенных троп в Израиле у нас ещё видимо-невидимо.
Так что мы, ведомые janataha, пошли ловить весну в прибрежной зоне близ ручья Сорек.

Маршрут мы начали с холма Гивъат Хумра - места, где как раз сейчас цветёт ирис Аргаман.

Он же пурпурный ирис

Я обожаю этот цветок. Наверное, наравне со своим любимым - тюльпаном.
Холм, на котором цветут ирисы, высится меж двух дорог, по пути на пляж Палмахим. Своё имя он получил по имени расположенного рядом археологического объекта Дъарат Аль Хумрия.

4, 5.

Это место много лет было заброшено и служило свалкой строительного мусора.

Но в 2005 году ученики местной школы "Ган Раве" очистили холм от мусора, проложили прогулочную тропу и с тех пор ухаживают за этим местом. Тем не менее, пока это место не является официальным заповедником, а потому вход туда бесплатный, тропы не размечены, нет туалетов. Да и мусора хватает, потому что, увы, хватает и людей без стыда и совести...

Кстати, на Гивъат Хумра цветут не только ирисы. Вчера, к примеру, я нашла там потрясающе красивые глянцевые лютики (нурит):

Да и других красот тут достаточно.
Ромашки:

Савьон (крестовник)

Дикая герань и что-то мне неизвестное:

12, 13.

Травы ростом с деревья

Тем временем мы подошли к реке Сорек, вдоль которой шёл наш дальнейший путь. Видимо, тут побывал какой-то отчаявшийся солдатик, потому что место пестрило надписями:

15. "Не призывайся - это ловушка!"

16. "Зачем я пошёл служить???"

Река Сорек берёт начало в Иерусалимских горах, южнее Рамаллы - примерно там же, где и Нахаль Прат (он же Вади Кельт). Только Нахаль Прат течёт на восток и впадает в Мёртвое море, а Сорек течёт на запад к Средиземному.

Именно в долине ручья Сорек находится прекраснейшая сталактитовая пещера.

Неподалёку от реки расположен ядерный исследовательский центр.

Заметно, что где-то недалеко отсюда море...

Внезапно среди ничего - строение; причём явно непростое.

Это место называется Наби Рубин, и в 30-х годах прошлого века здесь находилась бедуинская деревня.

Несмотря на то, что согласно мусульманской традиции, здесь похоронен Реувен, старший сын Яакова, некоторые историки считают это место могилой некоего арабского шейха.

Так или иначе, но когда-то тут был большой посёлок, занимавший площадь в 31,000 дунамов, и проживало в нём почти полторы тысячи человек. По свидетельству мусульманского географа Абу Альфида, Наби Рубин был местом ежегодного паломничества, совершаемого в конце лета.

В это время тут устраивался большой праздник ("мусам"), на который стекались купцы и торговцы со всех уголков страны и даже из-за рубежа.

Во время Войны за НЕзависимость, 18 июля 1948 года в Наби Рубин совершил вынужденную посадку самолёт израильских ВВС, летевший из района Содома в Тель-Авив. Пятеро членов его экипажа были убиты арабскими жителями посёлка.

В ответ на это, по приказу Давида Бен-Гуриона, в августе того же года подразделение Гивати провело в Наби Рубин военную операцию "Никайон" ("Уборка"), в результате которого жители посёлка были изгнаны, а он сам перешёл под контроль израильской армии.
В 60-х годах дома были полностью снесены. Один из жителей близлежащего киббуца Палмахим с грустью рассказывал: "Это были прекрасные каменные дома, это было место для художников, сюда приезжали туристы. Теперь здесь всё разрушено"...

Тем не менее, сюда до сих пор приходят люди. Внутри строения с куполом есть высокое надгробие, застеленное белым покрывалом; там стоят свечи и лежат молитвенники. В соседней комнатке - таз, ковш для омовения рук и вино для благословения.
А неподалёку от строения - остатки колодцев Наби Рубин.

И пасека, причём не одна

Пусть вас не удивляет, что ульи стоят посреди песков. В это время года воздух вокруг пропитывается ароматом цветущего ракитника (ротема)

Потрясающе красив и головокружительно душист

Кажется, что сам песок начинает цвести...

Увязая ботинками в песке, мы идём по дюнам дальше, по течению Сорека.

Вдруг встретились два всадника, причём второй из них ехал на практически шахматной лошади, не определившейся, за кого она )))

Мы приближаемся к руслу и снова входим под ветви раскидистых эвкалиптов.

В их тени всё заросло кислицей козьей - любимым лакомством многих израильских детей.

Нахаль Сорек - одна из самых длинных рек Израиля; её длина составляет 70 км. У неё ни много нимало - 26 ручьёв-притоков.

Вода в нём - это грунтовые воды Иерусалимских гор, дождевая вода, очистные воды и канализационные стоки, поэтому с живностью тут не очень...

Есть здесь, правда, Черепаший остров, только черепах мы так и не заметили.

В течение многих лет Нахаль Сорек являл собой один большой канализационный сток для арабских посёлков и израильских городов (Бейт-Шемеша, Нес-Ционы, Реховота, Явне). Загрязнённая донельзя река превратилась в источник вони и мусора на всём своём протяжении.

Только в последние годы под давлением общественности и организаций по охране окружающей среды на реке Сорек были проведены очистные работы и оборудованы установки для обеззараживания сточных вод.

Интересно, что арабы дают частям одной и той же реки разные названия. Так, верхняя (горная) часть реки Сорек зовётся у арабов Вади а-Црар (или Мабуат Срар), а та часть, вдоль которой мы шли - Нахр Рубин.

Сегодня это место - заповедник.

Судя по количеству гуляющего там народа - место это очень популярное.

Там гуляли целые семьи: кто-то жарил шашлыки, устраивал пикник, кто-то гулял; дети с визгом и воплями скатывались с песчаных горок... Я даже пожалела, что Марины с нами не было :)
В симпатичной рощице мы устроили привал.

А потом пошли дальше

Вот такой был раскидистый эвкалипт

Нашей целью было устье Сорека, поэтому чем дальше мы шли, тем более "прибрежным" становилось всё вокруг.
На сухих стволах эвкалиптов на Черепашьем острове сидят кормораны - бакланы.

Вскоре мы отошли от русла и шли не то по пляжу, не то по песчаной пустыне ))

И вот ещё несколько метров вперёд и вверх - и перед нами море!

Но это был ещё совсем не конец прогулки....

Источники: один, два, три.

Tags: Израиль, заповедник, ирисы, путешествия ПИОН, цветы

Posts from This Journal “путешествия ПИОН” Tag

• Нахаль Прат - открытие сезона походов

В первый раз я побывала в этом прекрасном ущелье довольно давно - восемь лет назад, на заре своей походной жизни. Бывала там два раза, и с тех пор…

• Контрастный уикенд

Решили мы тут собачку свозить в пустыню, звёзды падающие посмотреть ) Как раз в этот уикенд должен был быть пик падения персеидов, так что всё…

• Собачка Иви и её третий поход

В среду у нас было третье дрессировочное занятие с Иви, после чего нам с Женей было посоветовано урезать количество уделяемого ей внимания, ибо…

promo lyolik_il august 15, 2016 18:23 49
Ну вот, мы вернулись из самого лучшего в мире отпуска; у меня, как водится, лёгкий отходняк (лёгкий - это потому что я дома, а не на работе), и чтобы его как-то сгладить, самое то посидеть, поразгре​***ь фотографии, повспоминать... И несмотря на свою любовь к хронологии, в этот раз я ей немного…