От махтеша до поташа по ущельям и горам
Хочешь узнать что такое «махтеш» на самом деле?
Бери рюкзак и отправляйся к Малому Кратеру.
Бери рюкзак и отправляйся к Малому Кратеру.
С тех пор, как
Вот и вчера случилось так же - сколько уж мы собираемся поехать в Малый и Большой махтеши (или же кратеры), в один из них попали только вчера благодаря организованной экскурсии для внедорожников.
Однако, несмотря на то, что даже в эпиграфе к этому посту упоминается именно Малый махтеш, побывали мы вчера далеко не только там...

С него всё только началось.
О махтешах я уже писала в своих постах про Махтеш Рамон, но повториться никогда не мешает :) Тем более, когда речь идёт о редчайшем в мировых масштабах геологическом феномене. Махтеши в том виде, какие они встречаются в Израиле, есть только тут и на Синае - и больше нигде в мире. Собственно, поэтому ивритское слово "махтеш" вошло в мировой научный лексикон, и называть эти образования кратерами не слишком верно с геологической точки зрения.
Почему? Об этом я расскажу в продолжении.
Итак, где-то в Негеве, ниже Димоны, по 25 трассе вниз, в сторону Мёртвого моря, мы сворачиваем вглубь пустыни, пока на нашем пути не вырастают горы, выглядящие так, будто их кто-то опрокинул внутрь.
2.

3.

Это и есть стены Малого махтеша, попасть в который, не взбираясь на горы, можно через единственный "вход", называемый "Врата Асмодея" (шаар Ашмадай).
4.

Через этот вход-выход вытекает ручей Хацера, который, во-первых, и дал имя этому кратеру (который "официально" зовётся "махтеш Хацера"), а во-вторых, и породил это чудо природы. Форма входа напоминает букву V, и овеяна легендой о том, что некогда злобный бес Ашмадай, желая перекрыть вход в махтеш, бывший его жилищем, сбросил вниз со скалы огромный камень.
5.

Мы въезжаем в махтеш через эти самые дьявольские ворота - ворота Ашмадая, одного из самых могущественных демонов, дьявола вожделения, блуда, ревности, мести и разрушения.
6.

Разрушение - это, на самом деле, краткая история появления израильских махтешей. Давайте углубимся в неё.
В различные эпохи миллионы лет назад этот регион северного Негева, как, впрочем, и многие другие районы Израиля, являлся дном мезозойского океана. На дне Тетиса (так назвали этот океан учёные) откладывались и накапливались известковые остовы отживших свой век древних животных. Прессуясь таким образом на протяжении миллионов лет, эти залежи кальция постепенно превращались в хорошо нам известный сегодня известняк – известковую породу. В те или иные более поздние периоды океан отступал, и поверх известняка откладывалась песчаная порода от эродирующих древних гор, в свою очередь образующихся вследствие постепенного выхода лавы на поверхность земли. Причиной же эрозии являлись ветры и дожди.
7.

Вышеописанный процесс повторялся многократно, образуя геологический «сэндвич», в котором слои известняка (в них нередко можно обнаружить и древние ракушки) перемежались со слоями песчаника. Наряду с этим процессом вся земная кора региона подвергалась мощному тектоническому давлению, приводившему к волнообразному сминанию и сморщиванию поверхностного рельефа.
Всё начинается с малюсенькой трещинки на поверхности земных "морщин"... Попадающая в эти трещины дождевая вода постепенно расширяет их. Наружный известняковый слой довольно тяжело размывается дождями, и потому трещины в нём развиваются весьма медленно. Однако как только вода добирается до находящейся под скалистой породой более рыхлой прослойки песчаника – тут-то и начинается активная эрозия: легко вымываемый песок в больших количествах уносится отсюда проворными сезонными потоками, в данном случае, потоками ручья Хацера.
8.

И вот пред нашим взором предстаёт своеобразная ситуация: всего лишь надтреснутый известняковый слой до сих пор практически цел и невредим, однако под ним уже образовалась обширная полость, до «недавнего» времени являвшаяся прослойкой песчаной породы. Затем проходит ещё некоторое время (в геологических, конечно, масштабах), когда скальный купол не выдерживает, обрушиваясь в пустоту и расширяя при этом тот самый изначальный разлом, теперь уже однозначно приобретающий вид кратерка. В процессе такой эрозии, тянущейся миллионы и миллионы лет, первоначальная воронка, всё более расширяясь, постепенно превращается в наблюдаемый нами сегодня «махтеш».
9.

Другими словами - гора проваливается внутрь себя, когда все её "внутренности" вымываются наружу сезонными потоками.
Вот, океана Тетиса давным-давно уже нет, а опасность утонуть всё ещё сохраняется :)
10.

Позавтракав в тени скалы-стены, мы покидаем махтеш... но мы с Женей решаем для себя приехать сюда самостоятельно и провести тут целый день, поднимаясь на все возможные обзорные площадки на гребне "стен", чтобы полюбоваться сверху на эту природную "миску".
Дальнейший наш путь продолжается по руслу ручья Хацера
11.

Спускаемся - и вперёд!
12.

Вот, отсюда открывается отличный вид на Врата Ашмадая - единственный вход-выход Малого кратера
13.

14.

Скоро по этим руслам потечёт вода
15.

16.

Если приглядеться, то в небе виден белый дирижабль, охраняющий самый секретный объект Израиля.
17.

18.

Очень скоро мы подъехали к удивительно красивому месту - водопаду Хацера.
19.

Воды, несущиеся после ливней по руслу Нахаль Хацера, сливаются в ущелье высотой несколько десятков метров. Водопад имеет несколько "ступеней", в каждой из которой скапливается вода. Израильтяне называют это "ваннами", и многие совсем не против там искупаться.
20.

Нам, к сожалению, достались только едва заметные высыхающие лужицы.
21.

Ступень за ступенью вода ручья ниспадает вниз
22.

23.

Это место - одно из популярных среди любителей снимать наводнения в пустыне. Однако, как выяснилось позднее, ещё не самое впечатляющее...
24.

25.

А потом начался экшен.
Хотя, казалось бы, ничего не предвещало - этот трек относится к категории лёгких.
Но после водопада надо было подниматься в горку, и вот там стало совершенно ясно, какая машина чего стоит... ну и водители тоже, конечно :)
26.

Все преодолевают препятствия один за другим, ожидая, когда предыдущий автомобиль закончит переваливаться через "порог".
27.

Иногда приходится и помогать
28.

Наш "индеец" пролетел практически безболезненно.
29.

Ну вот как-то так
И этот пролетел птичкой
30.

А вот этому пришлось ой несладко...
31.

Его уже почти было решили вытаскивать буксировочным тросом...
Но он таки преодолел и порог, и подъём со ступенькой, хоть и не без труда.
32.

Зато там застряла Кая, у которой, как выяснилось, перестала работать система 4X4 или что-то в этом роде. И поднять по этой горе машину без полного привода смог только самый отчаянный и самый опытный - то есть наш инструктор.
Только было все выдохнули - а там спуск!..
33.

И тоже не без препятствий.
34.

35.

36.

Проверка показала, что дыру в земле не мешало бы немного завалить.
37.

38.

39.

А уже потом пускать машины
40.

41.

42.

43.

Тут особых проблем ни у кого не возникло, и мы благополучно спустились в русло Нахаль Цин - второй по величине сезонной реки Израиля, текущей через всю страну с запада на восток и имеющую огромное количество притоков.
44.

45.

46.

Именно на этой реке находится "балкон", к которому устремляется огромное количество экстремалов, едва услышав о наводнениях в пустыне. Зачем? А чтобы снимать вот этот водопад.
47.

48.

49.

Наверное, кто-то недоуменно пожмёт плечами, прочитав слово "водопад" над фотографией сухих камней. Однако, зимой в сезон дождей вот это самое место -----
50.

выглядит вот так:
Вот так вот.
51.

Это потоки с лёгкостью рушат горы и уносят в водовороты неосторожных наблюдателей...
52.

Наверное, мне бы хотелось увидеть эту дикую мощь вживую.
53.

Мы едем дальше - пересекаем 90 трассу на восток и начинаем нестись по руслу ручья Нахаль Авия, устроив мини-ралли.
54.

55.

56.

Виляя зигзагами среди вычурно вылепленных ветром гор, Нахаль Авия перетекает в Нахаль Амациягу.
57.

58.

Вскоре ущелья расступаются
59.

60.

И мы усаживаемся обедать в тени деревьев и навеса неподалёку от посёлка Эйн Тамар.
...Примерно через час мы снова рассаживаемся по машинам, чтобы ехать к последней точке нашего джип-трека.
61.

Мы выезжаем близ заводов Мёртвого моря и поднимаемся на смотровую площадку напротив них.
62.

Белые кучи возле завода - это то, ради чего выпаривается вода моря и перерабатываются осадочные породы со дна - "ашлаг" на иврите или поташ по-русски, карбонат калия K₂CO₃, используемый для изготовления удобрений.
63.

Красные кучи чуть дальше - это он же, просто крашеный.
Кому понадобилось красить удобрение? - возможно, удивится кто-нибудь из читающих этот опус )
Я тоже недоумевала, но нам рассказали, кому и зачем.
Оказалось, что Израиль - это единственное государство в мире (ну, возможно, кроме Иордании), добывающее поташ из солей моря. Все остальные страны добывают его из недр земли, где он обогащён другими минералами, придающими ему розоватый цвет. И когда Израиль вышел на мировой рынок со своим карбонатом калия, его просто отказались покупать, обвинив израильтян в мошенничестве - ведь товар должен быть розовым, а не белым. Когда логичные объяснения не помогли, израильтяне пошли простым путём - просто начали красить снежно-белую соль в розовый цвет )))
64.

После интересной, но в то же время слегка жутковатой лекции о роли Мёртвого моря в экономике Израиля и о его дальнейшей судьбе мы двинулись дальше. По долине... среди которой вдруг разверзлась огромная трещина, в которую мы и съехали, оказавшись внезапно в ущелье.
65.

Это Нахаль Працим - одно из популярнейших среди израильтян маршрутов для прогулок в полнолуние.
66.

Мы с Женей тут были совсем не так давно.
67.

Только тогда мы гуляли там ночью и пешком, а теперь ехали при свете солнца на машине
68.

Русло выводило нас куда-то к цивилизации, к дорогам и автозаправкам
69.

И ровно в запланированное время мы выехали к шоссе 31, ведущему от Мёртвого моря к Араду и дальше - к большим городам и скоростным трассам.
70.

Солнце медленно уходило за горы, среди которых мы ещё совсем недавно пылили колёсами, а в душе, полной удовольствия, восторга и впечатлений, росло и ширилось желание раскинуть руки и обнять эту невероятную землю, эту крошечную страну, в которой так много прекрасного... стоит только захотеть его найти и увидеть.
71.

Информация про махтеш взята отсюда