Захотела - и увидела :) как через ветровое стекло джипа, так и вне его.
Первым местом, куда мы приехали, был Гильгаль Аргаман - странное сооружение в виде башни, возле которого камнями было выложено нечто, кажущееся случайным и бесформенным.
2.
Однако, эти сооружения совершенно не случайны и не бесформенны. Это место в Иорданской долине обнаружил археолог Адам Зарталь. Точнее, он обнаружил целых пять древних сооружений, по форме напоминающих огромную человеческую ступню. Они были найдены в Иорданской долине, в ущелье Тирца и на горе Эйваль. Рядом с поселком Аргаман находится самое большое из них. С воздуха это выглядит вот так:
И что же это за нога, спросите вы?
Для ответа надо обратиться к Книге Книг, то есть к Торе. Слово Гильгаль упоминается в Танахе 39 раз, каждый раз при описании местности или границ какого-то района. Гильгаль есть рядом с Иерихоном (книга Иеошуа 5:9), рядом с Маале Адумим (кн. Иеошуа 15:7), рядом с Бейт Элем (2 Кн. Царств 2:1), рядом со Шхемом (Второзаконие 11:30).
«Каждое место, куда ступит ваша нога, вам будет оно, от пустыни и Леванона, от реки Прат (Евфрат), и до моря крайнего будет предел ваш»
(Второзаконие 11:24).
«И не стану впредь изгонять ногу Израиля из земли, которую дал Я отцам их, если только они будут стараться поступать согласно всему тому, что Я повелел им, и согласно всей Торе, которую заповедал им раб Мой Моше»
(2 кн. Царств, 21:8).
Таким образом, одним из объяснений этого явления служит то, что оттиск ноги - это ничто иное, как символ завоевания и унаследования Земли Израиля.
Однако, как известно, владычество народа Израиля является отражением владычества Всевышнего. Поэтому след ноги на земле может быть выражением того, что Бог Израиля взял эту землю под свою защиту:
«И сказал Он мне: сын человеческий, (вот) место престола Моего и место ступней ног Моих, где обитать буду Я среди сынов Израиля вечно, и не будет более дом Израиля осквернять имя святое Мое – ни они, ни цари их»
(Йехезкель 43,7).
Сейчас же это место - непризнанная двуличным миром территория Израиля, на которой из камней и песков евреи выращивают райские фрукты.
3.
4.
После рассказа гида и завтрака в посёлке Аргаман (которому и принадлежат эти финиковые плантации) мы выдвигаемся вглубь пустыни.
5.
Наличие малейшего источника воды тут угадывается практически с закрытыми глазами.
6.
Холмистый путь ведёт нас с горки на горку. Препятствия пока что не кажутся хоть мало-мальски экстремальными.
7.
Оттуда сверху хорошо видно огромную территорию долины, бывшую некогда безлюдной и бесплодной, а сегодня богатую плантациями, садами и теплицами.
8.
Сегодня
9.
Самые разные.
10.
11.
Все преодолевают препятствия по-разному, но неизменно успешно.
12.
Труднее всего оказывается большому длинному Grand Cherokee, проще всего - всяким разным Wranger-ам (УАЗикам :)))
13.
14.
15.
16.
Этим вообще всё нипочём.
Мда, как мало похожа эта долина осенью на ту, какой я её видела в феврале...
17.
И совершенно сложно поверить, что эта бесплодная земля способна рождать цветы
18.
Однако....
19.
И красивые-красивые облака...
20.
21.
И опять взбираемся вверх, на Маале Харува
22.
23.
24.
Подъём завершается на вершине одного самых высоких холмов этого горного хребта. Место называется Рас-ам-Харува, и отсюда открывается прекрасный вид на восток. Здесь как на ладони горы Иордании, поля, теплицы, финиковые плантации и вся ширь Иорданской долины. А среди белых холмов в её середине течёт река Иордан, по которой проходит граница между Израилем и Иорданией.
25.
Местные бедуинские стада
26.
И снова подъём - довольно крутой на этот раз, ещё и загнутый
27.
С верха холма его даже не видно. Видны лишь машины, терпеливо дожидающиеся своей очереди подняться.
28.
А меж холмами снова сады
29.
Потом начался спуск; непростой, по "ступеням" и ямам, где надо было очень точно знать и видеть, куда направить колесо.
30.
31.
32.
Тут помощь направляющего оказывалась как нельзя кстати.
33.
Спустился сам - помоги другому.
Тем временем пришло время обеда, и мы поехали в расположенный неподалёку оазис Эйнот Пецаель.
34.
35.
Встретились там с несколькими стадами, которые пришлось аккуратно объезжать.
36.
37.
Закалённые козы пустынь
38.
Вон там, в тех сочных зелёных зарослях, мы собирались пообедать.
39.
Но и там нас ждали козы и овцы, занявшие всю тень.
40.
41.
42.
Пришлось их немного потеснить и располагаться.
К сожалению, вся территория оазиса оказалась жутко
43.
Источник Пецаэль был назван в честь брата Ирода Великого. Он был назначен отцом править Иудей, в то время как Ирод был ответственным за Галилею.
Во времена своего правление Пецаель, как и его брат, развернул в этом районе активное строительство. С тех давних тут остались развалины бассейна, построенного самим братом Ирода.
44.
Во времена царя Ирода тут были построены дороги, деревни и системы водоснабжения. От источников, располагавшихся на территории мошава, с помощью акведуков вода поступала в город Пецаэль, построенный Иродом в честь своего брата. Акведук тянулся вдоль ручья к югу от города и, очевидно, служил для сельскохозяйственных целей.
45.
А мы пообедали и едем дальше.
46.
И сразу спуск - чтобы не расслабляться :)
47.
Я вижу впереди яму и понимаю, что там может быть интересно; сразу же выпрыгиваю из машины с камерой и телефоном.
И точно - машинкам пришлось поболтать в воздухе колёсами.
48.
49.
50.
51.
Каньоны, прорезающие эти холмы, превращают дорогу в извилистый путь вверх и вниз, влево и вправо.
52.
53.
Это было даже страшновато - езда по гребню холма, под которым резкий обрыв...
54.
На этом путешествие по западной относительно 90-го шоссе стороне долины закончилось; мы его (шоссе) пересекли и попали в солончаки.
55.
56.
Это заповедник Бицат Вади Малха, и само слово "бица" (болото) свидетельствует о том, что здесь не всегда было так сухо.
57.
От высокой температуры, характеризующей это место, вода болота испарилась, оставив после себя лишь соль и песок.
58.
59.
Наш инструктор дал тут водителям полную свободу действий, и уж они не преминули погонять во всю мощь!
60.
61.
А потом мы двинулись дальше.
И встретили стадо верблюдов.
62.
Вот такая плотная концентрация самых разных животных и даже самых разных эпох в пределах получаса езды от столицы.
63.
64.
А наш путь лежит всё дальше на юг - к самому значимому с точки зрения христианства месту на реке Иордан...
65. Слева государственная граница с Иорданией, справа - мины
...в Каср эль-Яхуд
66.
Маринка, спасаясь от жары, даже влезла по колено в воду. Дальше входить не рискнула, не видя дна в мутной от глины воде.
67.
А по соседству с ней паломники совершали обряд крещения
68.
Покинув Каср эль-Яхуд, мы попали в разрушенную деревню, до Шестидневной войны принадлежавшую Иордании.
69.
В этом доме, видимо, жил обеспеченный человек - рядом с ним имеется бассейн.
70.
А эти пни от пальм вовсе не пни, а искусно выложенные из камней и стилизованные под пальмы колонны.
71.
А неподалёку от заброшенной деревни, в стенах каньона, мы увидели пещеры, в которые уходят с целью молитвы и уединения монахи расположенного тут же рядом монастыря св. Герасима.
72.
73.
А мы едем всё южнее - к последней точке нашего путешествия, в "Лунную долину"
74.
75.
Растущее на тропе дерево беспощадно подрало машинам "шкуру"
76.
А тропа снова вынудила заняться трёхколёсной акробатикой
77.
78.
В Лунной долине мы сделали последнюю остановку.
79.
Своё название это место получило от схожести здешних пейзажей с лунными. Наш инструктор рассказывал, что схожесть эта особенно впечатляет в ночь полнолуния.
80.
Выпив чаю-кофе и съев последние припасы, мы обсудили пережитое этим днём - и разъехались по домам.
Я сделала то, что хотела - познакомилась с суровой Иорданской долиной; и она тоже оказалась прекрасной. А заодно и подумалось - как хорошо, что есть джип, которые позволяет увидеть те места, в которые иным путём мы вряд ли когда-либо попали бы.
И как хорошо, что есть k0ev и его бложик, из которого я бессовестно стащила половину текста :)
Journal information