Алёна (lyolik_il) wrote,
Алёна
lyolik_il

В поисках Синая. Гора Карком

Сумасшедшие ли те, которые в субботу (когда все вменяемые люди спят сладким сном) поднимаются в 3.30 утра, а потом едут два часа за 180 км от дома ради того, чтобы просто увидеть какую-то гору посреди пустыни? Стоит ли овчинка такой выделки?..
Вот почитайте - и узнаете :)



Местом сбора в этот раз был далёкий южный Мицпе-Рамон, который встретил нас дождём и туманом. Я всю дорогу от дома и дотуда честно проспала, пытаясь добрать недоспанное, и проснулась как по будильнику ровно на кольце на въезде в город... и поначалу не сообразила, где мы находимся - потому что ливень лил совсем не по-пустынному. И как-то сразу стало понятно - путешествие обещает быть интересным.


После заправки машин бензином, а водителей кофе (хотя один водитель, кофе, видимо не пил, и поэтому вместо бензина залил полный бак солярки...) мы поехали вглубь пустыни, к водоёмам Луц, от которых у меня дрожь по всему телу уже третий год. Но не они были нашей целью. Просто именно мимо них надо проехать, чтобы попасть на одну из самых таинственных и недоступных дорог Израиля - шоссе номер 10.
А над этой частью Негева ходили тучи, породившие на дорогах глубокие лужи и время от времени бросающие в стекло машин горсти воды.

2.


И всё это означало только одно - начало новой жизни.

3.


Начало 10 шоссе, обычно закрытого для гражданских, расположено возле армейской пограничной базы, возле которой солдатики тщательно переписали номера машин нашей длинной колонны, раздали всем карты и пожелали хорошей поездки.

4.


И мы поехали на юг, вдоль границы с Египтом, в холмах которого неуклюже ворочались облака, слишком тяжёлые для того, чтобы подняться в небо.

5.


А нам надо было в свои горы и холмы, которые скрывают в себе множество интересного и нами ещё не познанного.

6.


Первая наша остановка случилась возле родника, который не входил в наш изначальный план, но который пропустить было никак нельзя хотя бы потому, что попасть к нему можно едва ли раз в несколько лет (когда армия открывает для гражданских 10 шоссе).

7.


Это родник Эйн а-Меара, который вместе с родником Эйн-Нетафим, находящимся в Эйлатских горах, является единственным источником воды на многие и многие километры вокруг.

8.


Пустыня, говорите? Песок и камни, говорите? ну-ну...

9.


Воды в источнике бывает так много, что раньше в нём активно купались путешественники и туристы, пока однажды не произошла трагедия и один из купальщиков утонул. После этого бассейн был перекрыт, но чтобы животные всё-таки имели доступ к воде, им соорудили вот такую конструкцию:

10.


11.


12.


13.


Намесив ботинками глины и надышавшись свежим воздухом, мы поехали дальше.

14.


Большая часть пути идёт почти вплотную к этому забору, из-за которого, собственно, это шоссе столь недоступно для простого обывателя. Этот забор ни что иное, как государственная граница с Египтом, откуда в прошлом время от времени постреливали в израильтян, и потому армия решила от греха подальше запретить гражданским лицам здесь ездить.

15.


А дорога тем временем ведёт нас вверх - мы едем на гору Саги, третью по высоте гору той части Негева (после гор Рамон и Хариф).

16.


Чем выше мы поднимались... тем сильнее "дымилась" облаками земля.

17.


18.


На вершине горы на высоте 996 метров мы устроили завтрак. Газовая горелка и горячий чай были очень и очень кстати в +6, царившие там. Шапки вот немного не хватало.
Но виды вокруг и вниз компенсировали это небольшое неудобство )

19.


20.


21.


А после завтрака мы уехали в туман.

22.


Облака расступились только у подножия горы.

23.


А позади вершина Саги пряталась в клубах туч

24.


Ну а пока мы снова едем вдоль пограничного забора, а потом, свернув на бездорожье, перекатываемся с холма на холм по грязи, разрешите мне всё-таки углубиться в тему путешествия, а точнее - в историю горы Карком, ради которой мы сюда забрались.

25.


26.


В Израиле едва ли не каждый камешек является носителем какой-то древней истории, но даже среди них гора Карком стоит особняком. Существует версия, согласно которой именно гора Карком является той самой легендарной библейской горой Синай, на которой Моисей получил от господа Скрижали Завета. Эта версия принадлежит археологу Эммануэлю Анати, который в течение многих лет проводил исследования на горе Карком, после чего и выдвинул столько смелое утверждение.

27.


На сегодняшний день на право носить имя "Синай" претендует целый ряд гор, которые расположены большей частью на Синайском полуострове и в Иордании (подробно об этом написано в посте у k0ev). Однако будет несправедливым не упомянуть, что существует версия, по которой гора Синай - это... гора Хермон. А чудо спасения народа Израиля среди вод морских произошло не на Красном море, а на озере Хула. Что там делали египтяне, как и зачем они туда забрались - не знаю, не спрашивайте, но объяснения у этой версии есть.

Однако, несмотря на то, что эта теория несомненно невероятно интересна, речь сегодня совсем не о ней.

28.


Как уже было сказано, по версии Эммануэля Анати гора Карком и есть та самая таинственная гора Синай. Как любой уважающий себя учёный, он не ограничился пустыми громкими фразами, а подвёл под свою теорию научную основу. Следует заметить, что нигде в мире нет прямых доказательств принадлежности той или иной горы к библейскому Синаю (нигде не найдено граффити или табличка "тут был Моисей" )), поэтому все имеющиеся доводы "за" исключительно косвенные. Именно такие косвенные доказательства версии Эммануэля Анати я покажу в дальнейшем.

29.


Но об одной достопримечательности горы Карком я расскажу сразу, потому что именно ради неё мы ехали туда в этот зимний ненастный денёк.

Декабрьским днём 2004 года Игаль Гранот, эколог и экскурсовод из поселка Сдэ Бокер, гуляя по горе Карком, заметил странные отблески и свечение в одной из её отвесных стен. Когда об этом стало известно широкой общественности, на гору зачастили посетители, которые тоже наблюдали это странное сияние. Явление было названо именем "Снэ а-боэр", то есть "Неопалимая купина".

30.


"И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает."
(Исход. 3:2)

Господь говорил с Моисеем из невзрачного куста, объятого пламенем; именно тогда он повелел ему ступать в Египет и вывести  народ Израиля из рабства в Землю Обетованную.

Перед толкователями этой танахической истории стояло много вопросов. К примеру, один из них - зачем богу понадобилось "жечь" куст ради того, чтобы привлечь внимание Моисея? Почему он не мог просто позвать его, обратившись по имени?..
Теологи объясняют это характером Моисея - он настолько преданно и самоотверженно относился к делу, которым занимался (выпасу скота), что просто не стал бы отвлекаться ни на какие призывы. Нужно было что-то гораздо более необычное, чтобы привлечь его внимание. Мудрецы считают, что именно из-за подобных черт характера выбор бога пал именно на Моисея - только преданный своему призванию человек мог справиться со столь сложной задачей спасения целого народа...

31.


Второй вопрос, которым задавались толкователи: почему Моисей, увидев странное, необычное, абсолютно необъяснимое явление, не поступил так, как сделало бы подавляющее большинство людей - не обошёл это потенциально опасное место как можно подальше, а напротив - подошёл проверить, что это такое?.. И опять разгадка кроется в складе характера этого легендарного человека - он был смел, упрям и настойчив. Господь знал, к кому обращался.

Ну а пока я болтала, мы подъехали к горе Карком, которая представляет собой возвышающееся над пустыней плато, изрезанное небольшими ущельями - руслами сезонных рек.

32.


Небо над нами немного расчистилось, и это позволяло надеяться, что мы таки сможем своими глазами увидеть сияние Неопалимой купины...

33.


Однако, прежде чем подниматься наверх, мы прошли немного вдоль горы, чтобы полюбоваться на одну из главных находок Анати, одно из косвенных доказательств, на которые опирается его теория о горе Синай.

34.


“Потом Моисей стал готовить народ к церемонии утверждения закона. Прежде всего, он поставил жертвенник у подножия горы Синай и двенадцать камней, представлявших двенадцать колен Израилевых”
(Исход. 24:4б-8).

Именно такой жертвенник, состоящий из поставленных в два ряда 12 валунов и грубо обработанного камня, похожего на плаху для голов жертвенного скота, мы и увидели.

35.


36.


37.


Теперь можно было идти вверх.

38.


Народу у подножия горы хватало - всем хотелось увидеть это удивительное природное явление.

39.


По горе проходит несколько (4 или 5) разных маршрутов.

40.


41.


Однако самое интересное находится в отдалении от троп и разметок.

42.


И в этом нет ничего странного. Дело в том, что когда на горе Карком обнаружили богатейшие "залежи" древних наскальных рисунков (самые ранние из которых датируются тридцатью тысячами лет!!), их насчитывалось порядка сорока тысяч (!!!). Однако на сегодняшний день на горе осталось едва ли 10 процентов от того количества - многие камни были просто растащены "на сувениры".
Тем не менее, именно гора Карком по праву занимает первое место по количеству наскальных росписей, далеко опережая в этом гору Арков и прочие более или менее крупные скопления подобных артефактов в пустыне Негев.

43.


44.


Как раз с этими рисунками связаны как аргменты Эммануэля Анати в пользу своей теории, так и самые веские доводы "против" от его оппонентов.

45.


Доводы Анати основываются на рисунках, смысл которых он расшифровывал как явное указание на историю евреев, их культуры и религиозной традиции. Например, на одном из камней он обнаружил вот этот рисунок:

46.


который практически один в один повторяет принятое в иудаизме изображение Скрижалей Завета. Традиционно считается, что скрижали представляли с собой две каменные пластины, на каждой из которой было записано по пять заповедей. Кроме того, все они делились на группы по схеме 2 - 3 -3 - 2:

1. первые две заповеди касаются отношения между человеком и богом:

***Я, Яхве, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства (Исх. 20:2; Втор. 5:6).

***Да не будет у тебя других богов помимо Меня. Не делай себе изваяния (Исх. — и) никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах, под землею. Не поклоняйся им и не служи им, ибо я Яхве, Бог твой, Бог ревнитель, взыскивающий за грех отцов с детей (Втор. — и) с третьего и четвертого рода у ненавистников Моих, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои (Исх. 20:3–6; Втор. 5:7–10).

2. третья, четвёртая и пятая заповеди устанавливают нормы поведения человека касательно Всевышнего и родителей:

***Не произноси имени Яхве, Бога твоего, всуе, ибо не пощадит Яхве того, кто произнесет имя Его всуе (Исх. 20:7; Втор. 5:11).

***Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякое дело твое, а день седьмой — суббота Яхве, Богу твоему: не делай никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни скот твой, ни пришелец в селениях твоих. Ибо в шесть дней создал Яхве небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой отдыхал; посему благословил Яхве день субботний и освятил его (Исх. 20:8–11).

***Чти отца твоего и мать твою, дабы продлились дни твои на земле, которую Яхве, Бог твой, дает тебе (Исх. 20:12).

3. заповеди с шестой по восьмую диктуют общеморальные нормы, обязательные для каждого человека:

***Не убивай;
***Не прелюбодействуй;
***Не кради;

4. и две последние связаны с отношением человека с ближним его:

***Не свидетельствуй ложно о ближнем твоем (Исх. 20:13).

***Не вожделей дома ближнего твоего; не вожделей жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что у ближнего твоего (Исх. 20:14).

47.


Также где-то среди камней горы Карком есть один, на котором изображён посох, превращающийся в змею

("Господь сказал Моисею и Аарону:

– Когда фараон скажет вам: «Сотворите чудо», скажи Аарону: «Возьми посох и брось его перед фараоном». Посох превратится в змею.

Моисей и Аарон пришли к фараону и сделали так, как повелел им Господь. Аарон бросил свой посох перед фараоном и его приближенными, и он превратился в змею."
)

Мы этот рисунок не видели, поэтому покажу картинку из интернета:



Однако далеко не всех (или точнее - почти никого) из коллег Анати его доводы не убедили. Главным аргументом против его версии был момент хронологии. Пик религиозной активности на горе Карком приходился на 2350—2000 гг. до н. э., а окончательно это культовое место было заброшено между 1950—1000 гг. до н. э., тогда как библейский Исход обычно датируется между 1600—1200 гг. до н. э.
То есть, рисунки на горе Карком были сделаны на много столетий раньше, чем случился исход евреев из Египта.

48.


В ответ на это Анати предлагает изменить хронологию библейских событий, передвинув события Исхода на несколько столетий назад, но с его точкой соглашаются очень и очень немногие.

49.


50.


Белым камешком на чашу весов Анати можно положить и то явление, ради которого мы там в тот день все собрались - сияние Неопалимой купины.
В стороне от одной из троп на вершине горы лежит камень, а на нём вот такой рисунок:

51.


На первый взгляд кажется, что это изображение Меноры - семисвечника.
Однако, верхней (седьмой) "свечи" на этом рисунке нет, а приглядевшись, можно заметить, что правая средняя "ветка" заканчивается загогулиной, которой больше ни на каком ответвлении нет. Этот факт навёл исследователей на мысль, что перед нами ни что иное, как карта... Карта, указывающее месторасположение точки, где и случилось чудо явления Ангела Господня перед Моисеем.

И изображает эта карта вот это место (сравните...)

52.


Значит, туда нам и идти...

53.


В течение многих десятилетий наука пытается найти логичные объяснения событиям, описанным в ТАНАХе. Все эти события учёные поделили на три условные группы: явления, у которых есть логичное научное объяснение; явления, под которые с натяжкой, но можно подвести научную основу; и необъяснимые с научной точки зрения явления.

54.


К примеру, есть одна очень интересная версия, которая объясняет десять казней египетских... извержением мощного вулкана, которое и привело ко всем описанным в Библии бедам.
Чудо Неопалимой купины можно отнести ко второй группе - то есть к явлениям, касательно которых у учёных нет твёрдой версии. Предположений же существует несколько.
Самые простые их них таковы: во-первых, Моше мог принять за пламя ярко-красное цветение кустарника; во-вторых, это мог быть банальный мираж, обман зрения.
Однако, на мой взгляд, третье объяснение самое интересное. К нему учёные пришли после того, как где-то в США было зафиксировано уникальное явление - когда в определённое время года, в определенное время дня потоки воды, ниспадающей со скал вниз, окрашивались лучами солнца под таким углом, что становились похожими на яркое пламя. Называется это fire fall и  выглядит вот так:



Откуда в Негеве вода, спросите?.. В том и дело, что раньше климат Негева был совсем иным: там была и вода, и, соответственно, растительность.

55.


Так кто сегодня может с уверенностью отрицать теорию о том, что раньше под горой Карком текли самые настоящие реки...

56.


и росли самые настоящие кусты и деревья, один из которых, объятый пламенеющей под солнцем водой, не показался Моисею утопающим в пламени, но при этом не сгорающим?...

57.


Ну а мы тем временем пришли к классической точке, с которой можно наблюдать свечение Неопалимой купины, и нам оставалось только уповать на то, что облака хотя бы на несколько минут разойдутся и дадут солнцу осветить это место...

58.


И нам повезло. Совсем не надолго, но солнце выглянуло из-за туч и мы увидели....
нет, я бы не смогла это снять - слишком "короткий" для такого расстояния у меня был объектив. Но своими глазами я ЭТО увидела. И это же "увидел" объектив Жени - поэтому фотографии беру у него.

Точнее, это gif из двух фотографий, сделанных с одной точки в разные моменты времени. Сравните :)



Само собой, что у этого явления есть вполне научное объяснение: с обратной стороны естественной сквозной пещеры некогда случилось обрушение, обнажившее меловые породы. Когда на стены пещеры солнечные лучи падают под определённым углом, они отражаются, освещая изнутри стены отверстия. И случается это только в декабре и только в дни солнечного солнцестояния (то есть, в мой ДР :))

59.


Когда те, кто сумел разглядеть это чудо, счастливо выдохнули, а те, кому не повезло, удручённо хмыкнули, мы пошли в обратный путь с горы. Нам ещё предстояло ехать назад в цивилизацию, но уже не по дороге, а по полному бездорожью.

60.


61.


Но сначала мы пообедали, устроившись у подножия горы Карком, под уже посветлевшим живописным небом.

62.


А уж подкрепившись, тронулись в путь, виляя причудливыми негевскими тропами.

63.


64.


65.


66.


То на юго-запад, то на северо-восток...

67.


И вдруг попали на учебный полигон ВВС Израиля. Благо, в субботу учений нет, и поэтому не было опасности, что нам на голову внезапно свалится вот такая штучка )))

68.


На самом деле это не бомба, а запасной внешний топливный бак, который сбрасывается пилотом во время боевых действий или в другой опасной ситуации.

69.


Тут же нашим машинам представилась возможность доказать, что танки джипы грязи не боятся )

70.


71.


Наверное, это одна из немногих жизненных ситуаций, когда мужики будут бахвалиться тем, чья машина грязнее )))

72.


Ну а мы всё дальше углубляемся в полигоны

73.


Тут везде наставлены и накиданы кучи всякой фигни - мишени для лётчиков-курсантов.

74.


Уже неоднакратно, по всей видимости, обстрелянные в ходе тренировок.

75.


В этих безбрежных негевских просторах....

76.


Таких мирных в тот субботний день...

77.


78.


Вскоре мы покидаем территорию полигона и попадаем в маленький природный рай - в русло ручья Цихор

79.


Солнце уже готовилось закатиться за горизонт, и мы уже ехали так быстро, как позволяла эта дорога - нам надо было успеть покинуть территорию заповедника до наступления темноты.

80.


81.


82.


А в спину нам светил совершенно необыкновенный закат...

83.


Словно Неопалимая купина разгорелась со всей своей чудодейственной мощью, и было бы совсем неудивительно, если бы вдруг из этого пламени раздался внеземной голос без возраста и времени...

84.


Да только кто мы, чтобы удостоиться такой божественно участи, такого тяжкого жребия и такой награды?.. Всего лишь букашки, едва ли способные изо всех сил наших слабых душ преклоняться и восторгаться всем этим - всегда необъяснимым. Чудесным. Неземным. И вечным.
Как тайна Синая и сияние Неопалимой купины.

85.



Tags: jeep, Негев, гора Карком, история и археология
Subscribe

Posts from This Journal “Негев” Tag

  • Ирис негевский/Iris mariae/אִירִיס הַנֶּגֶב

    Самый южный вид дикорастущих ирисов Израиля; растёт он, как понятно из его ивритского названия, в пустыне Негев, прямо на песках. Впервые он был…

  • Скучный Негев, Или где-то возле Йерухама

    Есть в Негеве места, которые на мой вкус являются самыми скучными местами в Израиле. Однако, для того, чтобы прийти к такому выводу, стоит вначале…

  • Буря в пустыне

    ...бури, конечно, не было; это я красного словца ради. Но с погодой нам тогда сказочно повезло, и в первый день над Каркомом тяжело плавали тёмные…

  • Лики пустыни

    ...ну вот, новый год наступил и нас снова заперли дома; только и остаётся, что вспоминать прошлогодние путешествия. Поэтому продолжаю рассказывать…

  • Жизнь в пустыне

    Я сама уже затрудняюсь даже примерно сказать, сколько раз я упоминала, что для меня растения и цветы в пустыне - это своего рода чудо наяву. Тем не…

  • Камни горы Карком

    Одно из самых загадочных и особенных мест в Израиле - это гора Карком. Особенна она как своей историей, так и своей труднодоступностью -…

  • Демо-отпуск

    Странный, странный 2020 год, и поэтому даже самые обычные события становятся несколько... странноватыми ))) Опечаленная невозможностью выбраться…

  • Великая река Цин

    Когда в пустыне идут дожди, она не перестаёт быть пустыней, но приобретает совершенно новый, несколько сюрреалистический вид. Это однозначно стоит…

  • Йерухамский ирис и его заповедник (Iris Petrana)

    Один из самых редких видов диких ирисов, произрастающих в Израиле - ирис Йерухам (Iris Petrana, איריס ירוחם). Своё название он получил от имени…

promo lyolik_il august 15, 2016 18:23 49
Buy for 100 tokens
Ну вот, мы вернулись из самого лучшего в мире отпуска; у меня, как водится, лёгкий отходняк (лёгкий - это потому что я дома, а не на работе), и чтобы его как-то сгладить, самое то посидеть, поразгре​***ь фотографии, повспоминать... И несмотря на свою любовь к хронологии, в этот раз я ей немного…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments