Алёна (lyolik_il) wrote,
Алёна
lyolik_il

Январская сказка горы Арбель

Бесконечное множество раз следуя по 90 шоссе из Тверии на север и обратно, я смотрела на возвышающуюся над долиной скалу, которая всегда будила во мне какие-то смутные мечты, мысли и желания; что-то неописуемо величественное и могущественное есть в этом утёсе над голубым озером Кинерета.
Но никогда я не думала, что однажды окажусь на его вершине.
Пока в моей жизни не появился свой собственный сказочный, могущественный и величественный k0ev, который каким-то чудом тоже ни разу там не был - и совершенно логично, что в списке наших must-have поездок появился Арбель.

Но как это иногда случается, поездка на Арбель то и дело откладывалась, потому что находились более срочные или более интересные занятия и казалось - а что там спешить... Арбель как стоял, так и будет стоять, не опоздаем.

И в этом мы и ошиблись... и не ошиблись.

Мы приехали на Арбель январской субботой, даже не представляя, насколько удачный выбрали день.

Напротив - поначалу мы решили, что из идеи сделать много красивых кадров ничего у нас не выйдет, потому что вся даль от Кинерета и в разные стороны была затянута плотной дымкой, превращая небо, воду и воздух в одно молочно-белое клубящееся нечто.

Но понадеявшись, что оно ещё развеется, мы решили вначале пройти самый длинный из возможных в парке Арбель маршрутов - примерно семикилометровый путь вокруг горы, со спуском в начале и подъёмом в конце пути.

Только мы ещё даже к спуску подойти не успели, как я уже собрала маленькую коллекцию январского фото-гербария )))

Не так давно прошёл дождь, и нам повезло, что он закончился до нашего приезда - иначе маршрут был бы закрыт для посетителей.

Это то самое время года, когда цветут камни.

И то самое время суток, когда из нагромождений обломков скал вылезают погреться на солнышке даманы - скальные зайцы, дальние кузены слонов :)

Акрофобии у них нет и в помине )

А мы тем временем уже спускались по каменным ступенькам вниз, и ступеньки эти были очень скользкими - именно по этой причине во время дождя маршрут закрыт.

Даже крепкие и устойчивые трековые ботинки нещадно скользили и забивались глиной, так что держаться приходилось всеми конечностями, да и смотреть лучше было под ноги, а не вокруг.

...что, кстати, не могло не сердить - потому что как раз-таки вокруг и находилось самое красивое и интересное...

Поэтому я позволяла себе время от времени остановиться и оглядеться вокруг - или запрокинуть голову вверх.

Итак, Арбель. Вершина утёса возвышается на 181 м над уровнем моря; но поскольку долина, раскинувшаяся у её подножия, находится ниже этого уровня, то высота горы оказывается порядка 380 м. Немного; но достаточно для головокружительно красивых видов...

У подножия Арбеля - древнее поселение Магдала, родина Марии Магдалины.

С другого бока Арбеля уютно примостился посёлок Хамам, расположившись в самом конце ущелья Вади Хамам, разделяющего горы Арбель и Нитай. И мы ещё не знали, что спуститься нам придётся аж до самого посёлка - чтобы потом пройти по ущелью...

Но до этого нам ещё предстояло идти и идти... а пока что мы преодолевали спуски и подъёмы горной узкой каменистой тропы.

И прекрасным тут было всё:

дрожащие бриллиантовыми слёзками цветы и травинки

хрустальные капли на гладких глянцевых листьях

согретые солнцем цикламены и серебряные струны паутинок

таинственные пещеры во всё выше уходящих в небо стенах скалы

Будущий тюльпан?.. И уже цветущее нечто :)

34, 35.

Тут мы дошли до чего-то жилого. Когда-то давно жилого, а теперь используемого в качестве коровьего нужника.

А эти заросли вкупе с запахом хлева создавали почти полное ощущение того, что я где-то там, в башкирской деревушке Гусаркино. Вот еще стены были бы бревенчатые, а не каменные - и тогда полное попадание!

А рядом с каменной избушкой - вот такие пещеры

Арбель – это древнее поселение, относящееся к началу римского правления и периоду Мишны и Талмуда. Возможно, и эти пещеры когда-то использовались для жилья или хозяйственных нужд; доподлинно известно, что сохранившиеся в скалах дома (XVII в.) были построены друзами.

А мы продолжаем идти по тропинке к самому прекрасному месту горы - и самому большому разочарованию той прогулки.

Период с 152 по 37 гг. до н.э. в истории Эрец-Исраэль является периодом правления династии Хасмонеев ("Хашмонаим"). Именно Хасмонеи были тем самыми героями, освободившими Иерусалимский Храм от язычников-греков - в честь чего евреи по сей день празднуют чудесный праздник Хануки.
И - по иронии судьбы и истории - именно Хасмонеи были теми самыми правителями, которые привели к потере народом Израиля независимости и двухтысячелетнему изгнанию...

На Хасмонеях лежит единственный в истории случай насильственного обращения других народов в иудаизм. Иоанн Гиркан I обратил в иудаизм идумеев — потомков Исава, обитавших в Негеве и Северном Синае.
А когда два брата Хасмонея не смогли поделить между собой престол, разразилась гражданская война; и дабы решить свою местную проблему, Хасмонеи пригласили в Эрец-Исраэль римлян.
А те пришли - и остались.

Иерусалим был оккупирован, а затем, после жестокого подавления еврейского восстания (носящего в истории название "Иудейская война"), уничтожен; а евреи были изгнаны со своей земли и рассеяны по всему свету...

44, 45.

Конец династии Хасмонеев был трагичен. Один из рабов, служивших при царском дворце, устроил переворот — и сам стал царём, основав новую династию и уничтожив всех потомков Хасмонеев. Его звали Ирод и происходил он из тех самых идумеев, которых Хасмонеи насильно обратили в иудаизм.

Последние из хасмонеев, восставших против власти Рима и царя Ирода, прятались здесь - в пещерах горы Арбель. Римляне долго не могли добраться до скрывающихся там бунтарей, пока не придумали спустить на тросах с вершины горы большие деревянные клети с воинами, которые и уничтожили повстанцев. Макет такой деревянной клети стоит сегодня у входа в парк Арбель.

В XVII веке некто Али Бек, сын друзского эмира Фахар Ад Дина, используя пещеры, построил на склонах горы крепость, предназначенную защищать долину Арбель и проходившие через неё дороги.

Конец обитателей крепости был ещё более печальным, чем у предыдущих жителей этих пещер. Как описал один путешественник в XVII веке:

"…Кучук Ахмад, наместник Дамаска, послал против них (обитателей крепости) армию, которая прорыла вертикальный туннель с вершины горы и подожгла через него пещеры. Обитатели пещер умерли в страхе и ужасе, и так пещеры были захвачены…"

Это огромная пещера, окружённая крепостной стеной, и туда можно было даже подниматься... до недавнего, как выяснилось, времени. А нам не повезло - потому что сейчас вход в крепость запрещён из-за опасности обвалов. И нам оставалось только стоять, закинув головы, и смотреть на это такое выразительное и красноречивое свидетельство великой мощи и великой трагедии еврейского народа, горькие плоды которой мы пожинаем по самый сей день.

Надеюсь, когда-нибудь в крепость снова начнут пускать - и уж тогда мы своего шанса не упустим!

А пока что мы стояли и в задумчивости изучали карту, решая, куда нам дальше идти. Сообразив, что красная разметка уводит назад на вершину, мы свернули на зелёную тропу, которая повела нас вниз с горы.

Теперь прямо перед нами была гора Нитай, которая, как и Арбель, была образована в результате геологического разлома, породившего Иорданскую рифтовую долину.

Не утерпели и забубенили селфи )

Спустились оттуда вниз, а теперь снова поднялись наверх. Нереальная красота!

И снова пошли вниз - в ущелье Вади Хамам, что означает "Голубиный ручей".

Вершина Арбеля позади нас давно скрылась за поворотом, и в поле зрения остались только испещрённые пещерами стены.

И даже они мало-помалу подёргивались дымкой облаков и яркого солнечного света.

Мы шли и шли - а до посёлка и дна ущелья по-прежнему было не близко...

Но в конце концов добрались.

Перед нами лежал путь вглубь ущелья, по дну которого, скромно воркуя, бежал зимний ручей, основательно пропитав почву и превратив её в топкое липкое месиво.

Я пошла на разведку в поисках удобного места перехода через ручей - без риска упасть и намочить камеры - но, утонув в грязи по самые лодыжки, дала задний ход ))
Женя разглядел окружной путь, и я потащила туда свои ноги в грязнющих ботинках, каждый весом килограмма по два )))

Солнышко приятно светило, и стало даже жарко.

Идти по ущелью оказалось истинным удовольствием. Во-первых, мы были там совсем одни. Во-вторых, в отличие от летних месяцев, сейчас здесь было много зелени и воды.

И эту воду нам приходилось периодически перепрыгивать, перешагивать или переходить по камешкам.

На пути, помимо нашей зелёной разметки, встречались многие другие. Маршрут восхождения на вершину горы Арбель с юга включен в Национальный израильский путь ("Швиль Исраэль"), оранжево-сине-белую разметку которого можно разглядеть на следующем фото, а подход в горе с запада является частью "Пути Иисуса", начинающегося в Назарете и следующего до берегов Кинерета (кстати, janataha, давай его пройдём как-нибудь!)

И вообще было просто красиво. Невероятно красиво...

Возвращаясь к теме Иисуса - считается, что именно на Арбеле произойдёт следующее явление Спасителя (хм, а вот евреи ждут своего Мессию в Цфате...)

Склоны гор усыпаны кустиками хацава - морского лука - который начнёт цвести где-то в августе, предвещая конец лета.
Но до этого ещё так далеко, и хацав пока что так зелен и сочен!..

И цветы ковром

А всё потому, что есть вода.

Здесь очень наглядно и не банально проиллюстрирована банальная истина про то, что вода - это жизнь.

Летом тут явно одни колючки и камни - именно поэтому разметка ведёт прямо по ручью, и нам приходится его то и дело форсировать.

Ну и дуальность нашего существования - смерть ходит там же, где и жизнь.

Кто тут?..

Это я, ууууууужас!...

Но давайте лучше о прекрасном... потому что к теме смерти нам всё равно ещё придётся вернуться (но я снова забегаю вперёд)

Район горы Арбель в 1967 году был объявлен природным заповедником и национальным парком. Площадь заповедника - 140 га.

В 2008 г. было объявлено, что на горе Арбель будет построен курорт для гольфа, разработанный известным архитектором гольф-клубов Робертом Трент Джонс-младшим, стоимостью 150 млн. долларов, на земле, принадлежащей деревне Кфар Хитрим. По планам курорт должен был создать 300-400 рабочих мест.

Только пока мы никакого курорта не видели.

Красиво, наверное, смотрелось бы зелёное поле для гольфа среди этого цветения.

Национальный парк (850 га) включает в себя большую часть ручья Арбель, который начинается возле деревни Эйлабуна и впадает в Галилейское море рядом с посёлком Мигдаль.

Гора уже казалась какой-то нескончаемой... как вдруг мы заметили, что тропинка свернула влево и стала постепенно подниматься вверх.

И мы стали подниматься с ней вместе.

Мы себе пыхтим-карабкаемся - а даманы сидят себе, наблюдают :)

А русло ручья Арбель продолжается себе на запад.

Поднявшись почти на самый верх по извилистой, виляющей между трещинами в стене скалы тропе, мы вдруг наткнулись на могилы. Они окрашены в синий цвет, а это значит, что это важные, даже святые, захоронения. В старинных источниках сказано, что как раз здесь находятся могилы основателей колен Израилевых, сыновей праотца Яакова: Рувена, Шимона, Леви - и его дочери Дины.

А дальше мы шли практически по кладбищу, потому что через каждые несколько метров нам встречались выдолбленные в камне пустые (или уже опустевшие) могилы, заполненные дождевой водой и поросшие травой.

Могилами детей праотца Яакова дело не закончилось; мы обнаружили пещеру-захоронение Шета (Сифа) - третьего сына Адама и Евы, родившегося после того, как Каин убил Авеля и когда Адаму и Еве было по 130 лет (то есть в сто тридцатом году от Создания мира).

"И познал Адам еще жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, говорила она, Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин."

Что за таинственное пятно появилось в проёме пещеры при обработке фотографии - того я не знаю. Но мистики в этом месте более, чем достаточно, так что я ничему не удивляюсь...
Согласно Книге Бытия (5:8), Сиф жил 912 лет (родился в 3670 до н. э.(130 год от сотвеорения мира) и умер в 2758 до н. э.(1042 г. от сотворения мира) и родил сына Еноса. Енос родил сына Каинана, Каинан родил Малелеила, Малелеил родил Иареда, Иаред родил Еноха, Енох родил Мафусаила (Метушелаха), Мафусаил родил Ламеха, Ламех родил Ноя - десятого из допотопных ветхозаветных патриархов, происходящих по прямой линии от Адама.

И все они давно умерли

Устали читать все эти имена? ))) представьте, каково было их писать ))) Поверьте - подниматься в гору по постоянно идущему вверх пути было сложнее ))) В следующий раз надо будет лезть и повторять вслух всю вышеописанную родословную :)

Но в конце концов мы влезли наверх, пересекли дорогу, по которой не так давно приехали в парк, и пошли на поиски обнаруженной здесь древней синагоги.
Но вначале сели на камешек дух перевести да по форточке в инстаграм запостить )))

Удивляетесь, на кой я фотографирую свою десницу? :) А просто, чтоб показать, как добросовестно мы лазили по камням )))

В римское и византийское времена на горе Арбель располагался одноимённый посёлок. Во время его раскопок была обнаружена синагога, которая действовала до VIII века.

А нам осталась самая скучная и утомительная часть пути - вдоль асфальтированной дороги неуклонно вверх и вверх - назад в парк, откуда мы начали свой путь.

...а вернувшись, мы первым делом сели перекусить и выпить горячего чая с травами (как полезно иметь газовую горелку и походный чайник! ))), потом вытащили из машины всё Женино фото-богатство - и пошли снова в гору на обзорную площадку заниматься съёмкой.

...и тут мы зависли, залипли, замерли надолго... Потому что утренняя дымка рассеялась, и нашим взорам предстали совершенно невыносимо прекрасные пейзажи Кинерета, гор, долин, полей, деревушек и дорог.

Мы сидели на самом краю, у обрыва, смотрели на облака... как вдруг увидели маленький краешек радуги, который на глазах рос и рос, превращаясь в мост-дугу над долиной, одной "ногой" теряясь где-то в ущелье Амуд, а второй протягиваясь через облака к Кинерету.

У меня - как назло!!! - не было с собой камеры. Я снимала это только на телефон, но для поста стащу фотографию Женьки:

а ещё он сделал потрясающе красивый time-laps фильм, процесс создания которого я тоже успела заснять:

Бекстейдж рождения шедевров 😍

и его можно - и нужно! - смотреть вот по этой ссылке.

А когда вдруг начало расчищаться небо над белевшим вдали Цфатом, Женька не выдержал и уговорил меня сбегать в машину за его ББД ))) Ну а я не упустила этой возможности и прихватила свою камеру тоже (правда, радугу уже не застала).

Но зато смогла оставить себе на память гладкий, как зеркало, Кинерет...

Прорезающие его гладь кораблики

Убегающие вдаль облака

Поднебесный святой Цфат, мост над ущельем Акбара и глубокую морщину на лице долины - нижний Нахаль Амуд

Деревню Хамам, возле которой мы сегодня ходили, и тропу, по которой спускались и на которой делали селфи

А когда солнце стало спускаться на закат, по глади Кинерета побеждали тени и барашки

Тверия, смотрящая на нас с другого холма, укрылась тенями

И нам пора было идти к выходу - парк вот-вот должен был закрыться

Мы выехали из Арбеля одними из последних, по максимуму насладившись этой поездкой. Было удивительно, как мы умудрились так долго откладывать знакомство с этим потрясающим местом, и радостно, что нам так повезло с погодой. Я думаю, на Арбеле красиво в любое время года, но абсолютно уверена - зимой тут красивее всего.
Когда небо синее; когда облака белые; когда Кинерет голубой и глубокий; трава зелёная; воздух свеж, ручей живуч; когда волей-неволей начинаешь верить во всё то древнее, сказочное, легендарное и мистическое, о чём рассказывает нам гора Арбель...

Источники: один, два, три, четыре
Tags: Галилея, Израиль, Кинерет, заповедник, национальный парк

Posts from This Journal “Кинерет” Tag

• Одна зимняя пятница

В последнюю пятницу мы с Женей, поверив прогнозам погоды, не поленились вскочить в шесть утра и сорваться на север - снег искать. И - пусть не сразу…

• Граница на замке

В ночь с 16 на 17 июня 1946 года бригада организации "Пальмах", взорвав 11 железнодорожных и автомобильных мостов, отрезала территорию Эрец…

• Ирка в Израиле, версия 2017. Выходные на севере

Ну, между первой и второй перерывчик небольшой... и, кстати, между двумя Иркиными израильскими уикендами перерыв тоже оказался быстротечным. Я его…

• Нахаль Амуд и его амуд

Бывает так, что что-то очень желаемое вдруг осуществляется, когда не успеваешь об этом и подумать; а порой бывает наоборот - должно пройти время,…

• Голаны в стиле 4х4

Ну, немножечко Эйлатских гор на джипе мы уже освоили, теперь настала очередь севера. И Голанских высот. И вот в прошлый шаббат, жаркий и душный,…

• Тверия. Гора Береники

В 28 году нашей эры в древнем Израиле родилась принцесса, правнучка царя Ирода Великого, Береника. Сегодня над израильским городом Тверия высится…

• Эйн-Джилабун - путь офицеров

Итак, после знакомства с Эйн а-Тина и Эйн-Дивша мы отправились пообедать в одном милом местечке, которое заслуживает отдельного рассказа, ну а…

• В преддверии праздников

Можно расценивать сей пост как рекламу :) В прошлый четверг я снова ездила в пресс-тур на север, на этот раз на Кинерет, в Метулу и в Рош-Пину. Целью…

• Вдоль Кинерета. Гамла

Погуляв в Курси, мы отправились дальше на северо-восток, на самую вершину холмов, стеной замыкающих Кинерет с востока. Мы ехали в Гамлу - древнейший…

promo lyolik_il august 15, 2016 18:23 49
Ну вот, мы вернулись из самого лучшего в мире отпуска; у меня, как водится, лёгкий отходняк (лёгкий - это потому что я дома, а не на работе), и чтобы его как-то сгладить, самое то посидеть, поразгре​***ь фотографии, повспоминать... И несмотря на свою любовь к хронологии, в этот раз я ей немного…