Алёна (lyolik_il) wrote,
Алёна
lyolik_il

Categories:

Храм Бахаи в Хайфе

Я свидетельствую, о мой Боже,
что Ты сотворил меня,
дабы я познал Тебя и поклонялся Тебе.
Свидетельствую в сей час о бессилии своем
и о Твоей мощи,
о своей скудости и о Твоем обилии.
Нет иного Бога, кроме Тебя,
Помогающего в Опасности, Самосущного.

Бахаулла

Одной из обязательных точек нашего путешествия с гостями были Бахайские сады в Хайфе. Сама я была там однажды, очень давно - аж в 2005, и поэтому совершенно была не против прогуляться снова.

И вот мы там.



Попасть во внутренние сады можно только с гидом; расписания экскурсий есть на сайте садов; экскурсии проводятся на нескольких языках и денег не стоят. В тот единственный день, когда мы могли попасть в Хайфу, экскурсии на русском языке не было, и мы, что логично, выбрали экскурсию на иврите - а я уже привычно объясняла Юле то, что говорил гид. Собственно, за 45 минут он не сказал ничего такого, чего нельзя было бы найти в интернете, так что здесь я буду цитировать и слова гида, и материалы из сети.


Экскурсии по Бахайским садам начинаются либо с верхней, либо с нижней террас. Наша началась сверху.

2.


У входа в сады уже собиралась очередь, но мы оказались одними из первых.

3.


На территории садов нельзя есть и курить; посетители допускаются туда только в скромной одежде - никаких шорт и маек, или драных джинсов.

4.


Нас проверили и записали, и мы прошли внутрь. Нам предстояло пройти вниз 9 террас - ровно половину из имеющихся, в общей сложности порядка 700 ступеней.

5.


И тут самое время задаться вопросом - так кто же такие эти бахаи?
Бахаи - это монотеистическая религия, считающаяся самой молодой религией мира. Некоторые религиоведы классифицируют её как ответвление или даже секту ислама, однако так не считают ни сами бахаи, не представители ислама, расценивающие бахаи как вероотступников.

6.


Своё начало религия бахаи берёт в 1844 году в Персии. 23 мая 1844 года в персидском городе Ширазе молодой торговец Сейид Али-Мухаммад, известный под именем «Баб» (араб. "врата"‎), провозгласил скорое появление Посланника Бога, «ожидаемого всеми народами мира». Несмотря на то, что Баб не объявлял себя Посланником (Мессией), а всего лишь предсказывал скорое его появление, исламские духовные лидеры враждебно встретили его проповедь и использовали своё влияние для преследования Баба и его приверженцев. Баб был арестован, заключён в тюрьму и 9 июля 1850 года расстрелян на площади в городе Тебриз.

7.


Все последователи зарождающегося нового религиозного течения были объявлены еретиками и на них начались жестокие гонения. В течение первых пяти лет было казнено более 23 тысяч человек, а те, кто избежал смерти, были брошены в тюрьмы или высланы из страны.

8.


Дело Баба продолжил Мирза Хусейн Али, уроженец области Нур, больше известный под именем Бахаулла («Слава Божья»). Он родился в 1817 году в аристократической семье, ведшей свой род от правящих династий времён имперского прошлого Персии и владевшей значительными богатствами и обширными землями. Отказавшись от придворных постов, положенных ему по происхождению, Бахаулла прославился своими щедростью и приветливостью, которые снискали ему любовь среди соотечественников.

9.


Бахаулла стал одним из первых и наиболее ярких последователей Баба. Разделив судьбу многих бахаи после казни Баба, Бахаулла потерял всё своё имущество и владения, был заключён под стражу и подвергнут пыткам. В месте первой ссылки в Багдаде в 1863 году Бахаулла объявил, что он есть тот, чьё пришествие было обещано Бабом. Из Багдада Бахаулла был выслан сначала в Константинополь, затем в Адрианополь и, наконец, в Акко, куда он был доставлен в 1868 году.

10.


В Адрианополе и в Акко Бахаулла написал ряд коллективных и индивидуальных обращений к правителям того времени, призвав их засвидетельствовать наступление Дня Божиего и признать Обетованного, предсказанного Писаниями исповедуемых ими религий. Он также советовал им примирить свои разногласия, сократить вооружения и принять систему коллективной безопасности, когда агрессия против одной из стран будет немедленно остановлена вмешательством объединённых сил всех остальных государств.

11.


Бахаулла скончался 29 мая 1892 года в местечке Бахджи, к северу от Акко, и был там похоронен. В то время его учение уже распространилось за пределы Ближнего Востока. На сегодняшний день его усыпальница в Акко - самое святое для бахаи место (там мы ещё не были, но теперь нужно обязательно попасть).

12.


Аббас Эффенди, старший сын Бахауллы, родился 23 мая 1844 года. Вместе с другими членами семьи он сопровождал Бахауллу во всех его ссылках и тюремных заключениях. После смерти отца он взял себе имя Абдул-Баха (то есть «Слуга Баха») с целью подчеркнуть верность ему. Перед своей смертью Бахаулла назначил его единственным полномочным толкователем своего учения. Последователи Веры Бахаи видят в Абдул-Баха модель совершенного образа жизни бахаи.

13.


В 1898 году, когда Абдул-Баха ещё оставался узником Османской империи, в Акко прибыли первые паломники-бахаи с Запада. После освобождения из тюрьмы в 1908 году Абдул-Баха предпринял несколько путешествий в Египет, Европу и Америку. Там он провозглашал весть Бахауллы о единстве и социальной справедливости в религиозных общинах, профсоюзах, на университетских факультетах, перед журналистами и государственными чиновниками, а также во время многочисленных общественных собраний.

Абдул-Баха скончался в 1921 году, за годы своей жизни укрепив основание веры бахаи и распространив её по всему миру.

14.


На сегодняшний день вера бахаи объединяет свыше 5 млн. последователей в 188 странах мира и на 45 зависимых территориях. Это представители 2112 народов, народностей и племён, выходцы из всех социальных слоёв и культур.

Части священных писаний веры бахаи переведены более чем на 800 языков мира.

В Хайфе находится Всемирный административный и духовный центр религии бахаи, являющийся также местом паломничества бахаи со всего мира. Здесь же расположено несколько административных зданий, вход в которые для туристов закрыт. К примеру - здание Международного архива:

15.


Центром Всемирного центра, террас и садов является Усыпальница Баба, которую жители называют «Храмом Бахаи» - жемчужина этого места.

16.


8 июля 2008 года на своём заседании в Квебеке, Канада, комитет всемирного наследия ЮНЕСКО внёс Всемирный центр бахаи в реестр Всемирного Наследия. Таким образом, сады бахаи в Хайфе и Бахджи стали первыми достопримечательностями в реестре ЮНЕСКО, которые связаны с религиозными традициями, возникшими в современный период истории.

17.


О чём рассказывает миру эта религия?
Главные темы учения бахаи — единство Бога, единство религий и единство человечества. Основоположника веры Бахауллу бахаи считают последнего в ряду «явлений Бога», который включает Авраама, Моисея, Будду, Заратустру, Кришну, Иисуса, Мухаммеда, Баба.

18.


Можно выделить двенадцать основных этических принципов бахаи, сформулированных и растолкованных Бахауллой:

1. Все человечество является единым целым. При этом единство и разнообразие для бахаи не являются противоречием. Культурное разнообразие приветствуется и поощряется; в то же время человечество является единым целым, так как все люди (и религии) были созданы одним богом. Бахаулла сформулировал это так: «Вся земля — одна страна, а все люди — её граждане».

19.


2. Все люди должны познавать правду самостоятельно. Вера человека зависит лишь от него самого. Поэтому не существует клеруса, который являлся бы носителем веры. Верующие должны сами читать и интерпретировать священные писания. Такое понимание человеческой природы способствует самостоятельному мышлению и самоопределению. В общинах Южной Америки, Африки и Индии были инициированы многочисленные программы повышения грамотности, особенно для девушек.

20.


3. У всех религий одна общая основа. Бахаи считают, что есть лишь один бог, вокруг которого сложились разные религии. Все религии обнаруживают черты конкретных эпох, а также вечные (вневременные) черты. В то время, как социальные правила различаются, будучи обусловлены историческим отрезком конкретной культуры, мистическая суть всех религий остается неизменной, даже если в разных религиозных учениях она по-разному формулируется.

21.


4. Религия должна быть основой единства и понимания людей. Религия, которая приводит к разногласиям или даже к насилию между людьми — это религия, употребленная во зло. Абдул-Баха говорил, что если религия приводит к раздору между людьми, то лучше от неё отказаться.

22.


5. Религия не должна противоречить науке и разуму. Бахаи считают, что религия объясняет связи, затрагивающие области, недоступные науке. Поэтому религия и наука должны друг друга дополнять, вместо того чтобы друг другу противоречить. Религия без науки приводит к суеверию. Наука без религии — к материализму. И от того, и от другого исходит вред.

23.


6. У мужчин и у женщин одинаковые права. Бахаи считают, что с откровением Бахауллы человечество вступило в новую эру, в которой «насилие теряет всякое оправдание» и «мужские и женские элементы культуры будут гармонировать друг с другом». Это новое время будет определяться не столько мужским, сколько женским началом — например, интуицией и заботой. Женщины в бахайских общинах с самого начала имели активное и пассивное избирательное право; благодаря этому, во многих общинах они играют не менее важную роль в принятии решений, чем мужчины.

24.


7. От предрассудков любого рода следует избавляться. В первую очередь имеются в виду расовые и религиозные предрассудки. Например, у бахаи не существует представления о том, что те, у кого «истинная вера», будут спасены — потому что не существует истинной веры, как и разделения людей на «верующих» и «неверующих».

25.


8. Нужно стремиться к миру во всем мире. «Мир во всем мире» при этом не является идеализированным представлением о конце света, а требует вполне практического человеческого труда здесь и сейчас. Для этого нужно стремиться к миру между религиями и признанию равенства всех людей, независимо от расы и социального класса. Первые шаги на этом пути — разоружение и создание сообщества народов.

26.


9. И мужчины, и женщины должны получать многостороннее духовное и нравственное образование и воспитание. Имеется в виду не только воспитание в семье, а обязательное школьное образование. Если средств на всех детей не хватает, предпочтение отдается девочкам как «главным воспитательницам следующего поколения».

27.


10. Следует решить социальный вопрос. Это высказывание Абдул-Баха 1912 года относится к социально-политическим проблемам времен индустриализации, связанным с бедственным положением широких слоев общества. Бахаи стремятся принять активное участие в том, чтобы сделать процессы глобализации более справедливыми — и с экономической и с общественной точки зрения; например, такими вопросами занимается организация «Еuropean Baha’i Business Forum».

28.


11. Следует ввести вспомогательный язык и единый шрифт для всего мира. Уже Бахаулла подчеркнул необходимость языка, который сообща выбрали бы все народы мира, чтобы на нём можно было изъясняться всем без исключения. Этот язык следует выучить наряду с родным. Фактически, в сообществе бахаи таким языком стал английский, который используется не только во Всемирном центре бахаи, но и на международных конференциях, и т.д.

29.


12. Следует назначить всемирный суд. Несмотря на все пророчества Бахауллы, бахаи не считают, что все локальные и глобальные конфликты в будущем решатся сами собой. Для разрешения таких конфликтов, по мнению бахаи, требуется не только всемирный суд, но и полиция, признанная в международном масштабе, которая будет иметь право вмешиваться в конфликты, чтобы предотвратить насилие. В священных писаниях Бахауллы сказано: «Придет время, когда во всем мире поймут, что необходимо созвать всемирное всеобъемлющее собрание людей. Власть имущие со всей земли будут обязаны на нем присутствовать, участвовать в обсуждениях и найти пути и средства, чтобы заложить фундамент для мира во всем мире».

30.


Кроме того, бахаи проповедуют отказ от фанатизма, азартных игр, наркотиков и алкоголя.

...К этому времени экскурсия закончилась, и мы уже самостоятельно пошли в главный храм - Усыпальницу Баба. Она открыта для посетителей с 9.00 до 12.00, снимать внутри нельзя и входить разрешается только без обуви.

31.


К Усыпальнице ведут потрясающие в своей красоте тропинки.

32, 33.


Общим для всех храмов бахаи (а в мире их несколько, на каждом континенте и в каждой части света: Индии (Азия), Австралии, США (Северная Америка), Германии (Европа), Панаме (Центральная Америка), Уганде (Африка), Государстве Самоа (Океания) и Чили (Южная Америка)) является девятиугольная форма в плане, центральный купол и девять входов, что символизирует открытость всему человечеству.

34.


35.


Компоненты садов тоже несут в себе много смыслов: количество террас (18) равно количеству первых последователей новой религии; вода, которой здесь очень много, символизирует жизнь.

36.


Симметричность террас означает гармонию

37.


А само устройство садов - формальный, строгий, выровненный словно по линеечке центр, смешанный полуформальный периметр и полностью дикий лесной край являются всего лишь обрамлением главного храма, который, как главная драгоценность, сияет из самого центра.

38, 39, 40.


Кстати, когда я читала Вики, я нашла нечто, что показалось мне очень интересным. Оказывается, бахаи когда-то жили и там, где я сама родилась и выросла. Когда в Туркестане была установлена российская администрация, там, начиная с 1882 года, стали селиться первые бахаи — беженцы из Ирана. Через некоторое время Ашхабад стал настоящим прибежищем для бахаи. До революции 1917 года на территории Российской империи общины бахаи существовали по крайней мере в четырнадцати городах, в том числе в Ашхабаде, Баку, Бухаре, Москве, Ташкенте и Тбилиси, однако все они были уничтожены в советское время.

На сегодняшний день прирост последователей самой молодой мировой религии составляет 5,5% в год по всему миру. Начиная с 1991 местные общины бахаи начали появляться в некоторых крупных городах России и других государств СНГ. К примеру, в России общее количество бахаи на конец 2004 г. равняется 3676, а в Украине с августа 2005 г. насчитывалось чуть больше 600 бахаи.

Так что, вполне может быть, что кто-то из ваших знакомых тоже является последователем этой молодой, но, возможно, самой мудрой и миролюбивой религии :)



Источники информации: раз, два, три.
Tags: Израиль, Хайфа
Subscribe

Posts from This Journal “Хайфа” Tag

  • Демо-отпуск

    Странный, странный 2020 год, и поэтому даже самые обычные события становятся несколько... странноватыми ))) Опечаленная невозможностью выбраться…

  • Катин Израиль, или Мама в Израиле. Рамат а-Надив, Кейсария, Хайфа

    29 апреля, пятница, день восьмой (у Кати) и день девятнадцатый (у мамы) Это был - увы - наш последний день путешествий вместе с Катей... Мы…

  • Как новый год начнёшь

    Ну вот, начался 5776 год! Целых 5 выходных дней надо было провести с пользой, поэтому, поленившись только в субботу, остальные дни мы расписали -…

  • Дорогие гости. День третий. Пикник в Хайфе

    Ну вот, Оля всё отлично рассказала и описала, так что мне можно и не писать ))) Разве что добавлю пару слов зарисовками. Вот это дерево Надя ела.…

  • Новые встречи

    У нас снова гости, совершенно чудесные и долгожданные :) Слов много писать не буду, просто смотрите. Итак, место действия гора Кармель, Хайфа, лес...…

  • Гости. Резюме

    Вот и уехали наши гости (((( Так жалко! Очень хорошо с ними было, легко, интересно, просто кайфово... Радует, что расстались мы ненадолго и через…

  • Хайфа, Кармель, пикник, ммммм.... :)

    ...Первый пикник этого года на Кармеле свершился :)... На этот раз не в честь ДР Марины, а в честь Сашиных "полжизни в Израиле" :) В общем,…

promo lyolik_il august 15, 2016 18:23 49
Buy for 100 tokens
Ну вот, мы вернулись из самого лучшего в мире отпуска; у меня, как водится, лёгкий отходняк (лёгкий - это потому что я дома, а не на работе), и чтобы его как-то сгладить, самое то посидеть, поразгре​***ь фотографии, повспоминать... И несмотря на свою любовь к хронологии, в этот раз я ей немного…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

Posts from This Journal “Хайфа” Tag

  • Демо-отпуск

    Странный, странный 2020 год, и поэтому даже самые обычные события становятся несколько... странноватыми ))) Опечаленная невозможностью выбраться…

  • Катин Израиль, или Мама в Израиле. Рамат а-Надив, Кейсария, Хайфа

    29 апреля, пятница, день восьмой (у Кати) и день девятнадцатый (у мамы) Это был - увы - наш последний день путешествий вместе с Катей... Мы…

  • Как новый год начнёшь

    Ну вот, начался 5776 год! Целых 5 выходных дней надо было провести с пользой, поэтому, поленившись только в субботу, остальные дни мы расписали -…

  • Дорогие гости. День третий. Пикник в Хайфе

    Ну вот, Оля всё отлично рассказала и описала, так что мне можно и не писать ))) Разве что добавлю пару слов зарисовками. Вот это дерево Надя ела.…

  • Новые встречи

    У нас снова гости, совершенно чудесные и долгожданные :) Слов много писать не буду, просто смотрите. Итак, место действия гора Кармель, Хайфа, лес...…

  • Гости. Резюме

    Вот и уехали наши гости (((( Так жалко! Очень хорошо с ними было, легко, интересно, просто кайфово... Радует, что расстались мы ненадолго и через…

  • Хайфа, Кармель, пикник, ммммм.... :)

    ...Первый пикник этого года на Кармеле свершился :)... На этот раз не в честь ДР Марины, а в честь Сашиных "полжизни в Израиле" :) В общем,…