Алёна (lyolik_il) wrote,
Алёна
lyolik_il

Categories:

Шивта - сохранившийся город исчезнувшего народа

"Нет городов больших,
чем Уджа (Ницана) и Увдат (Авдат),
но Шивта превосходит их всех"

бедуины-кочевники

Здесь нет родника и даже маломальского колодца; вокруг - только каменная пустыня и песок. Однако тот, кто входил во врата этого города во времена Византии, более полутора тысяч лет назад, вдруг оказывался в огромном оазисе, где, куда не кинь взгляд, расстилались виноградники, фруктовые сады, поля пшеницы и ржи, и паслись многочисленные стада и отары.

Такой была Шивта - ныне мёртвый город исчезнувшего с лица земли народа, набатеев.



Про набатеев я рассказывала в вот этом посте, а из всех имеющихся в Израиле хоть как-то сохранившихся набатейских городов мы уже бывали в Авдате и в практически исчезнувшей Ницане (место которой заняла турецкая крепость). Для полной коллекции не хватало Шивты, Мамшита и Халуцы. В жемчужине же набатейского царства - городе Петра - Женька уже бывал, а я ещё обязательно побываю.

Ну и чтобы лучше представить себе ту неласковую землю, на которой набатеи смогли построить свои города-сказки, просто посмотрите вот на это...

Ницана и всё, что вокруг



В фильме не видно Шивты, но благодаря моему талантливому мужу и его вертолётику-квадракоптеру я смогу вам показать и её.
Но всё по порядку.


"Рождение" Шивты покрыто туманом неизвестности. Лишь немногочисленные археологические находки, одна надпись и черепки свидетельствуют о том, что набатеи впервые заселили эту местность в ранне-римскую эпоху (I в. до н.э. - I в. н.э.).

2.


Набатеи пришли, остались и построили город - широкие улицы, церкви и комфортные каменные жилища.

3.


4.


Учёные установили, что большая часть сохранившихся домов были построены в IV-V вв. н.э. - в период, когда Шивта процветала.

5.


По мнению археологов, эта часть дома служила конюшней.

6.


В те дни, когда в Негев пришло христианство, оно принесло с собой и благоденствие негевским городам: это связано с установлением строгих границ Византийской империи и с сопутствующей этому безопасностью.

7.


Кроме того, исследователи полагают, что в те времени климат Негева был более дождливым и влагообильным, нежели сегодня.

8.


На заре Византийской империи набатеи приняли христианство, потеряли все свои доходы от перегона караванов по "Пути благовоний" и сосредоточились на сельском хозяйстве.

9.


Помимо сельского хозяйства жители Шивты предоставляли приют и разные услуги паломникам, прибывающим на Святую землю для совершения религиозных обрядов.

10.


Шивта была одним из самых прекрасных и процветающих городов набатейского царства, в ней проживало более двух тысяч человек. В тот период Шифта была так известна, то была упомянута в двух папирусах, найденных в Ницане.
Первый папирус рассказывает о 30 негевских филантропах, которые пожертвовали немалые средства для строительства монастыря святого Сергия в Ницане. Девятеро из них были жителями Шивты, что свидетельствует об их достатке и финансовом благополучии.

11.


Копия второго папируса, написанного в XII вв н.э., после мусульманского завоевания, была отослана в Шивту. Этот документ предназначался для организации делегации негевских землевладельцев, которые протестовали против драконовских налогов, введённых новыми правителями.

12.


Шивта упоминается и в христианских источниках. Например, город фигурирует под именем "Субьета" в книге "Сказания святого Нила", датируемой пятым веком н.э. Монах Нил повествует о своём сыне Теодолусе, который был похищен в южном Синае и после долгих злоключений попал в деревушку под именем Субьета, в которой его выставили на продажу. Один из местных жителей купил его, перепродал епископу города Халуца, ну а тот в свою очередь вернул отрока его отцу.

13.


Ну а теперь предлагаю пройтись по городу и заглянуть в самые разные его уголки.
Например - на Площадь бассейнов :) Как бы странно это не звучало для всех, кто хотя бы однажды видел Негев...

14.


Большую часть площади занимают два больших бассейна. Один из них раскопан полностью, а второй по-прежнему почти полностью засыпан наносными породами, камнями и землёй.

15.


Общий объём бассейнов - 2025 куб.м. Вода в них поступала при помощи водных каналов, которые сохранились до наших дней (вот умели же строить!..)

16.


Водосборники, расположенные во дворах жилах домов, были частной собственностью, при том что бассейны на площади - общественным достоянием. Уходом за ними занимались все жители по очереди: об этом свидетельствует надпись, сделанная на глиняных дощечках, найденных у южной церкви при раскопках Шивты: הקהילה לפלאביוס גארמוס, בנו של זכארכיוס [שלום]. השלמת עבודה אחת עבור בריכות האגירה״

17.


Надпись гласит, что некто Флабиус почистил один из бассейнов октябре 600 года. Это самый подходящий для уборки месяц, поскольку перед сезоном дождей уровень воды в бассейнах понижался и их донья высыхали.

18.


Площадь с бассейнами раскинулась перед южной церковью, которая, по всей видимости, была построена над ритуальным зданием набатеев дохристианских времён. В самой церкви были найдены две надписи, согласно которым она была построена в 350 году, отремонтирована и перестроена в 500 и 640 годах.

19.


Площадь с бассейнами заменила этой церкви атриум - прямоугольный дворик перед входом в храм, окруженный крытой галереей.

20.


Молельный зал сделан в стиле базилики - он был поделён на нефы двумя рядами колонн

21.


Когда христиане начали поклоняться святым, к южной церкви были достроены две апсиды с углублениями для фобов с останками святых, а к большому баптистерию (купели) для крещения взрослых был добавлен маленький для крещения детей.

22.


Эти баптистерии были построены в форме монолитного креста.

23.


Южная церковь была вытянута в длину, поскольку еле помещалась среди плотно стоящих домов. Она простояла 300 лет.
И резные узоры на камнях сохранились очень хорошо

24.


25.


Апсида храма тоже была украшена росписями, которые археологи Вулли и Лоуренс, посетившие Шивту в 1914 году, определили как трансфигурацию Иисуса, к ногами которого приникли апостолы Пётр и Йоханан. В то же время другие рисунки изображали Моисея и Илью-пророка.
К сожалению, сегодня от тех рисунков остались только красноватые остатки изображенных там образов.

Вплотную к южной церкви примыкает мечеть: молельный зал с двумя рядами колонн по три в каждом.

26.


Археологи полагают, что церковь и мечеть функционировали в один и тот же период; они основывают свои предположения на том, что при строительстве мечети были предприняты все усилия для сохранения в целости и сохранности баптистерия. По всей видимости, мечеть предназначалась для поселившихся в Шивте мусульман, а так же для перешедших в ислам набатеев.

Идём дальше и видим дом правителя города.

27.


Это обычный жилой дом, к которому пристроена башня высотой в восемь метров. Высота потолков этого дома выше почти в два раза, нежели в обычном доме, а если предположить, что было в нём три этажа, то это означает, что в целом виде башня могла достигать 21 метра в высоту.

28.


Резной каменный дверной косяк был реконструирован, хотя дошёл до наших дней в очень приличном виде.

29.


Внутри хозяйственные помещения:

30.


31.


32.


За "губернаторским домом" можно подняться на обзорную площадку, с которой можно окинуть взглядом почти весь город...

33.


34.


35.


Отсюда хорошо видны центральная и северная церкви

36.


37.


И отсюда же прекрасно просматривается Негев, в котором и родился этот таинственный древний город - Мицпе Шивта, гора Сафон, гора Равив и Вади Зейтан.

38.


На первый взгляд Шивту строили без всякого плана, но если всмотреться повнимательнее, то можно увидеть определенный замысел: все улицы сходились у огромного резервуара для сбора воды.

39.


Ну а мы вместо резервуара набрели на большую печь.

40.


А продолжение улицы привело нас к площади перед северной церковью.

41.


Судя по зданиям, построенным вокруг большой площади и внутри её, это место служило для жителей Шивты точкой общего сбора, сердцем общественной и экономической жизни города.

42.


В южной части площади находилось небольшое отдельное двухкомнатное здание, в одном помещении которого была высечена каменная скамья. По мнению профессора Хиршфельда, это здание было местом для общественных собраний, где участники могли пригубить чарку-другую.

43.


По другим версиям, в этом здании сидели официальные служащие и городские клерки, или же в нём была мукомольная фабрика.

В восточной части площади стоит здание с большим двором, у стен которого установлены каменные скамейки. Возможно, этот дом использовался как административный центр города, в котором правители и представители власти решали всякие юридические дела.

44.


Северная церковь красивее и больше южной.

45.


Пол, стены, апсиды — всё когда-то было отделано бело-серым привозным мрамором, а молельные залы освещались бронзовыми люстрами.

46.


Считается, что, в отличие от остальных церквей, северная церковь была воздвигнута в честь какого-то святого и служила местом паломничества. Возможно, именно на большой площади перед храмом и собирались паломники в день этого святого.

47.


Молельный зал вмещал гораздо больше людей, чем было жителей в городе: видимо, паломников в Шивту прибывало немало. Одна из церковных дверей выходила за пределы города, что позволяло многочисленным пилигримам заходить в церковь, минуя город.

48.


При церкви существовал монастырь; монахи, жившие в нём, обрабатывали близлежащие земельные участки.

В северной церкви в специально огороженном месте стоит колонна. Одни ученые полагают, что она была построена как хранилище для святой воды, а другие считают, что на этой колонне 30 лет просидел монах Стихитэс, которому еду поднимали в корзине. В истории христианства известны случаи, когда монахи жили на столбах.

49.


Над вратами, ведущими в церковь, высечены греческие буквы альфа и омега: намёк на символы бога как начала и конца всего сущего:

"Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний".

50.


Из главного молельного зала можно попасть в две капеллы. Одна из них служила баптистерием.

51.


Купель в форме креста вырублена в цельном камне.

52.


Гуляли мы, гуляли - и нашли мозаику.

53.


Первые раскопки были Шивты были произведены в 1934-1938 гг. американским археологом Харрисом Д. Кольтом, после чего проводились частичные исследования в 1970-х и 1980-х годах. Место было подготовлено для посетителей в 1958-1960 гг., после основательных раскопок под руководством М. Ави-Йона.

54.


А мы, следуя указателям и логике города, вернулись к его центру и «Средней (центральной) церкви», время постройки которой нам пока неизвестно, поскольку она была лишь частично расчищена, а не раскопана полностью.

55.


Это относительно маленькая церковь (её размеры 13.6×17.5 м), которая, видимо, была втиснута в уже застроенную часть города. С восточной и южной сторон к церкви вплотную примыкают жилые дома.

56.


Город не был окружён забором или укреплениями. Вместо этого дома и улицы планировали так, чтобы стены крайних домов образовывали сплошную стену, прерывавшуюся только выходами нескольких главных улиц за пределы города. Вот уж точно жители этих домов могли сказать: "Мой дом - наша крепость".

57.


А это "арочный дом".

58.


Мы не заметили там каких-то особых арок, но с путеводителем не поспоришь :) Видимо, они не сохранились до нашего посещения в таком же состоянии, как, к примеру, вот эти, по соседству:

59.


60.


Мы сделали полный круг по городу, вернувшись к той точке, откуда начали прогулку. А там - восстановленное жилище византийской эпохи, в которое, увы, попасть мы не смогли.

61.


А над входом, к удивлению моему, каменная мезуза с надписью "шадай" - "шомер длятот исраэль" (хранитель дверей Израиля)

62.


Но видели мы ещё не всё.
Не зря же набатеи культивировали виноградники... Потому тут обязательно должна была быть винодельня - и она там была!

63.


Я бегала вокруг этой постройки, с гордостью понимая, что уже прекрасно представляю себе, для чего там построены те или иные помещения и тыкала пальцем: тут складывали виноградные гроздья, тут их давили, вон по тем желобкам сок стекал в подземные резервуары, этсетера, этсетера...

64.


65.


66.


Шивта, находясь в стороне от торговых путей, в отличие от других набатейских городов не была ни торговым, ни военным центром, и, вполне возможно, что именно это позволило ей дойти до наших дней такой, какой я её увидела - красивым таинственным городом давно минувших времён, осколком великого царства, коротенькой, но яркой сказкой "Тысячи и одной ночи"...
Местом, к которому надо вначале прикоснуться рукой и сердцем, а потом окинуть взглядом от края до края и навсегда поселить в своей душе.



[откуда дровишки?..]
Большая часть текста взята с информационной брошюрки из самого парка (перевод с иврита вольный, мой :))) Кое-какие данные были позаимствованы, к тому же, отсюда и отсюда.


А тут рассказ моего мужа, который я сама ещё не читала, дабы не сбить настрой :) Вот сейчас и прочту.
Tags: Израиль, Негев, история и археология, национальный парк, путешествия ПИОН
Subscribe

Posts from This Journal “история и археология” Tag

promo lyolik_il august 15, 2016 18:23 49
Buy for 100 tokens
Ну вот, мы вернулись из самого лучшего в мире отпуска; у меня, как водится, лёгкий отходняк (лёгкий - это потому что я дома, а не на работе), и чтобы его как-то сгладить, самое то посидеть, поразгре​***ь фотографии, повспоминать... И несмотря на свою любовь к хронологии, в этот раз я ей немного…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments