Ну что, пойдёте вместе с нами? Нас ждёт гора Карболет ("гребень"), окаймляющая юго-восточную часть Большого Махтеша.
Трек предстоял длинный и сложный - 19 км, которые мы должны были успеть пройти до темноты (а это не менее 8 часов ходьбы), поэтому выезжать к начальной точке было решено в 6.30 утра. Большая часть участников сего мероприятия приехала на ночёвку в кемпинг у заводов Орон, где мы поужинали, погрелись у костра, пообщались и познакомились, а потом - не очень поздно - пошли спать. Я - вечная мерзлячка - в этот раз запаслась кучей тёплых одеял, и - о чудо! - впервые не замёрзла )))
...А утром - в 5:00 - было всего 6-7 градусов и ветер. И нас ждала гора Карболет.
2.
В 6:30 к кемпингу подъехали три бедуинских внедорожника, на которых нас и забросили к началу маршрута - руслу ручья Афран.
3.
Большой Махтеш (не поворачивается язык назвать его "кратером") - вторая по величине эрозийная "чаша" в Израиле (больше него - Махтеш Рамон, меньше - Малый Махтеш). Он имеет форму эллипса и размеры 14 км в длину, 6 км в ширину, и максимальную глубину в 410 м.
4.
Его обнаружили тогда, когда уже был известен Малый махтеш, оттого он и был назван Большим. Однако он имеет ещё два имени - более научное "Махтеш Хатира" (по назанию ручья, который и привёл к его образованию) и "Махтеш Йерухам" по названию города, недалеко от которого он находится.
5.
Мы тем временем подошли к внешней стене махтеша и начали на неё взбираться.
6.
Израильские махтеши - это провалившиеся внутрь себя горы (об этой уникальной геологической структуре я уже рассказывала), но повторюсь снова.
Представьте себе любимое лакомство израильской ребятни - крембо. Это круглое бисквитное печенье, покрытое «шапкой» из маршмэллоу с добавлением взбитых белков и с напылённым поверх всего этого тонким слоем шоколада. Представили?..
А теперь представьте, что крембо - это гора, состоящая преимущественно из мягких меловых пород и известняка, покрытых сверху тонким слоем твёрдой породы. В результате различных геологических и климатических процессов со временем в этом твёрдом слое появляются трещины. Дождевая вода, попадающая внутрь "крембо", постепенно вымывает изнутри весь мягкий крем и сливки; так что в конце концов нам остаётся полое печенье с основой и шоколадной "крышкой". В какой-то момент "крышка" не выдерживает, и обрушивается внутрь. Образуется "чаша" - это и есть махтеш.
И стены его очень ярко иллюстрируют это обрушение внутрь себя: они наклонены к центру провала под углом в 45 градусов и испещрены наслоениями и "морщинами", в которых скапливается дождевая вода.
7.
8.
9.
10.
Трек по горе Карболет - это самый сложный участок Трансизраильской тропы ("швиль Исраэль"), тянущейся от киббуца Дан на севере страны и до Эйлата. И главная его сложность - это вовсе не его длина, а перепад высот. Вот график, прекрасно это иллюстрирующий:
11.
Впечатляет, не правда ли?..
А мы всего лишь только начали подниматься вверх...
12.
13.
14.
15.
16.
17.
19 км, которые включают в себя 1000 метров подъёма и 1000 метров спуска!
18.
И это не просто один подъём и один спуск - пусть даже долгие и тяжёлые... Это постоянное движение вверх-вниз, которое выматывает икроножные мышцы и заставляет болеть колени. Не зря в интернете назвали этот маршрут מסלול למיטבי סבל, бггггг (вместо מיטבי לכת) - то есть маршрут для "опытных страдальцев" вместо "опытных хайкеров" (где "хайкинг" - пешеходный туризм по пересеченной местности).
19.
20.
И порой нужно использовать все имеющиеся конечности
21.
Вместе с тем это один из красивейших треков в Израиле.
22.
23.
24.
25.
26.
Самые мужественные участники нашей группы - молодая пара с красавцем Рейнджером, который, по-моему, вовсе не испытывал дискомфорта и усталости, и пара наших друзей с одиннадцатимесячной дочкой, которая проехала весь маршрут на папе.
27.
А мы всё ещё поднимаемся вверх и вверх...
28.
29.
Складчатая структура стены махтеша обманчива - когда уже кажется, что вершина - вот она, то после подъёма оказывается, что впереди снова подъём.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
Отчаянные обитатели этих неласковых мест
36.
37.
38.
Хотя пока условия для жизни кое-где есть
39.
40.
41.
Мышиный гиацинт
42.
Запутавшийся в себе хацав )
43.
Полянки левкоя (маттиолы)
44.
А мы всё ещё не на вершине...
45.
А ведь идём уже порядка 2,5 часов.
46.
И вот - как потом оказалось - подъём, нудный и крутой, который наконец-то вывел нас на гребень.
47.
И теперь прямо под нашими ногами разворачивается панорама Большого махтеша
48.
А впереди - острый гребень, по которому нам предстоит идти
49.
Увидев, что нас ожидает, я убрала камеру в рюкзак и дальше снимала только телефоном.
50.
51.
52.
И мы двинулись дальше...
53.
54.
Пока ещё бодрости хватало, забубенили селфи
55.
А потом и общее (ну, почти общее) фото с флагом (я, заметьте, лежу :)))
56.
Поначалу маршрут не доставлял особых проблем - спуски были не особенно крутыми, и даже встречались ровные полянки, где можно было сделать привал.
57.
58.
59.
60.
61.
Но за каждым спуском обязательно шёл новый подъём, и каждый последующий давался всё сложнее и сложнее.
62.
63.
64.
Тут открылась ещё малоприятная истина - на кромке горы Карболет не было ровной (параллельной земле) тропы, как, к примеру, на гребне Малого махтеша; здесь надо было идти по наклонной стене.
65.
66.
Очень скоро начали ныть лодыжки, да и ступни не понимали, что вообще происходит.
67.
Внизу уже виднелись заводы, возле которых мы ночевали и где ожидали нас наши машины; но до них было едва ли не половина всего маршрута...
68.
69.
И снова вниз, и снова вверх...
70.
А потом по самому гребню
71.
Или по наклонной стене, усыпанной крупными камнями, ступать по которым уже довольно неприятно.
72.
Заводы всё ближе, но и солнце всё ниже; а сойти с маршрута надо ещё до темноты.
73.
После совета с Наташей janataha было решено сократить изначальный маршрут на пару километров и спускаться вниз не по очередному руслу, а по ровной джиповке, ведущей прямо к заводам. Я было ещё хотела таки пройти этот последний отрезок, но тут начался спуск к джиповке................
в общем, этот спуск оказался хуже всех предыдущих подъёмов. Он был крутой и каменистый, ноги дрожали, колени болели, и я уже не доверяла своим ногам - поэтому ступала очень медленно и аккуратно, хотя всё равно пару раз чуть не подвернула ногу. Именно на этом спуске я несколько раз вопрошала сама себя - а нахрена я вообще сюда припёрлась, а после очередного камня, который выскочил из-под ботинка и едва меня не уронил, чуть было не пустила слезу )))
В общем, когда я доползла до джиповки, я уже точно знала, что ни на какой последний отрезок я идти уже не хочу. Все остальные были в таком же настроении, и потому на последние 2 км ушли только ребята с собакой и папа с ребёнкой в кенгурушке (вот они, настоящие герои!).
А мы пошли по - наконец-то! - ровной дороге, которая в конце концов вывела нас к железнодорожным путям.
74.
И моё состояние на тот момент отлично передаёт вот это фото (отставить панику! На дворе стоял шаббат и поезда не ходили, тем более это не пассажирские пути, а промышленные).
75.
...Уже потом, дойдя до машины, сняв тяжёлые ботинки, слопав бутерброд и плюхнувшись на мягкое сиденье, я поняла, как вообще было круто, что я таки решилась на этот маршрут! Не думаю, что когда-либо мне захочется его повторить (хотя зарекаться тоже нельзя), но пройти его один раз - нужно! Это было очень круто, очень красиво и очень сложно; трек занял порядка 9 часов.
И мы - молодцы!
(а через два дня после этого мы уехали на три дня в Эйлатские горы - разминать там уставшие на Карболете мышцы :)))
Так что приключения не заканчиваются :)
Кстати, Женька сделал про этот поход целое кино, которое гораздо лучше передаёт атмосферу происходящего. Вот ссылка на видео, а это - ссылка на весь его рассказ с фотографиями.
Journal information