Сейчас я раз в неделю встречаюсь в «зуме» с девушкой из Минска, которой очень нужна именно разговорная практика. Однако в процессе первой же встречи выяснилось, что без знания основ грамматики говорить тоже сложновато, и поэтому вчера мы начали разбирать прошедшее время глаголов.
...Тут надо напомнить о том, что учить я люблю, но при этом соответствующего образования и знания методик у меня нет. Обучаюсь, что называется, на лету. Я хорошо помню со времён своего ульпана про 7 «биньянов» ивритских глаголов, но так же помню, что в ульпане алеф мы учили только 4 из них. Свою подопечную я пока не стала грузить всем этим, и мы с ней начали с самого простого биньяна - пааля.
После «урока» я села искать в сети полезные сайты на эту тему, чтоб девушка могла попрактиковаться в спряжении глаголов биньяна Пааль, и наткнулась на статью, от которой у меня случился, простите, филологический оргазм ))) Ссылка вот, но я не могу не запостить тут ту её часть, которая и привела меня в восторг.
[ Spoiler (click to open)]Отношения между человеком и трудом
Но для начала отвлечемся от грамматики и поговорим, казалось бы, на совсем постороннюю тему. Какие отношения существуют между человеком и трудом, которым он занимается, а также между людьми в обществе в зависимости от их отношения к выполняемому труду?
Это может быть нейтральное отношение человека к выполняемому действию, так сказать, технологический аспект труда. Назовем такого человека «работником». «Работник» имеет дело с «материалом», его энергия переносится на «материал труда». Итак, «работник» и его «материал».
По нашему определению «работник» является «просто исполнителем», без всяких эмоций, без всякого вдохновенного отношения к исполняемому труду. Если же некто относится к труду творчески, старается усовершенствовать процесс, расширить сферу применения, выполнить его наиболее полно, развернуто, то такого человека мы назовем «творческим работником». Можно выделить три варианта в творческом подходе:
* Приобщение к данному действию других, помощь в его освоении, преподавание («учитель»)
* Расширение применения действия, достижение с помощью данного действия полезных результатов, внедрение процесса («реализатор»)
* Максимальное развертывание процесса, выполнение, при котором возможности действия исчерпываются до конца («разработчик»)
На кого воздействует «творческий работник»? На некое поле деятельности, целью его труда является расширение поля этой деятельности, сферы применения того процесса, о котором идет речь, усовершенствование его выполнения. Понятно, что у учителя сферой деятельности являются ученики. Итак, мы имеем пару — «творческий работник» и «поле деятельности».
Теперь представим себе, что кто-то хочет добиться результата труда, не прикладывая при этом непосредственных усилий, точнее — не общаясь с «материалом труда». Для этого он должен заставить работать на себя других исполнителей. Такого человека мы назовем «начальник». «Начальник» совершает работу руками других, его «материалом», т.е. «полем приложения сил» является «подчиненный». Если же мы будем говорить о соотношении между «начальником» и «материалом труда», то здесь дистанция между «человеком» и «материалом труда», оказывается гораздо больше, чем в первой паре. Там у нас был «рабочий» и «материал», с которым «рабочий» работает непосредственно, он чувствует его, «материал» наполнен для него энергией, вызывает эмоциональное отношение. Здесь же «начальник» и «материал» отстранены друг от друга, для него это некая абстракция, он не видит его в глаза, просто дает распоряжения определенным образом преобразовать «материал» в «результаты труда». Такой «материал», воспринятый холодным умом, мы назовем «сырье».
Итак, мы рассмотрели отношения между «работником» и «материалом» с одной стороны, и «начальником» и сырьем» — с другой.
Кроме того, можно выделить еще одну категорию. Когда мы говорим о «творческом работнике», мы не уточняем, заинтересован ли этот человек в результатах исполняемого труда, или он занимается этим трудом «из любви к искусству». Здесь возможны два варианта:
* Человек, который занимается трудом ради труда
* Человек, который, кроме творческого подхода, интересуется и непосредственным результатом, т.е. то, что он делает, он делает для себя. Будем называть такого человека «творческим индивидуалом».

В этой таблице описанные семь позиций расположены в три столбца. Первый включает «работника» и его «материал». Во втором находится «творческий работник (учитель)», «сфера деятельности (ученик)» и внизу — «творческий индивидуал». Третий столбец — «начальник» и его «подчиненный» (или «сырьё»).
В принципе, эта схема выражает все возможные типы отношений человека к труду и людей друг к другу в зависимости от участия в процессе труда, если, конечно, воспринимать их в общих чертах, не вдаваясь в конкретные детали.
Внимательно посмотрев на расположение этих категорий, мы обнаружим структуру, повторяющую систему биньянов. Каждому из таких состояний соответствует определенный биньян иврита, а именно:
«Работник» — это не что иное, как פָּעַל «паа́ль»
«Материал» его работы — נִפְעַל «нифъа́ль»
«Творческий работник, учитель» — פִּעֵל «пиэ́ль»
«Ученик» или «поле деятельности» — פֻּעַל «пуа́ль»
«Творческий индивидуал» — הִתְפַּעֵל «hитпаэ́ль»
«Начальник» — הִפְעִיל «hифъи́ль»
«Подчиненный» или «сырье труда» — הֻפְעַל «hуфъа́ль»
Это очень стройная, чёткая схема, передающая отношение человека к деятельности. А если мы вспомним, что глагол — это и есть обозначение деятельности, процесса труда, то понятно, что еврейская система биньянов передает наиболее фундаментальные свойства реализации идеи действия в человеческом обществе.
Никогда, никогда я не встречалась с таким подходом к объяснению групп ивритских глаголов, и на мой взгляд, оно очень крутое!
Ну а тем, кто это осилил, в качестве приза фоточки того, как я себя вижу в свете всего написанного 😆


Journal information