Когда мы приезжали в Эйлат в феврале этого года, я впервые попала на пустырь в "преддверии" гор, где эйлатцы хоронят своих домашних любимцев. Тогда у меня не получилось пройтись там; да и в этот раз тоже, поэтому я нагло использую фотографии Женьки.
Это невероятно трогательное место, там от каждого камешка, от каждой игрушки и каждого цветка - живого или искусственного - веет самой настоящей безусловной любовью.
Так распорядилась природа, что домашние любимцы живут гораздо меньше их хозяев (не будем брать во внимание всяких черепах), поэтому
каждый, у кого дома есть питомец, рано или поздно будет вынужден искать ему последний приют.
3.
4.
5.
Моя подруга-ветеринар мне как-то рассказывала, что зачастую люди просто оставляют усыплённое животное в клинике на попечение ветеринаров; это связано с тем, что найти место для захоронения животного у нас в Израиле не так просто.
6.
7.
Кое-где в Израиле есть специальные кладбища для животных и даже крематорий, но доступно это не каждому - как в вопросе финансов, так и в смысле логистики.
8.
9.
Поэтому каждый вынужден искать для себя выход из этой печальной ситуации.
10.
11.
Эйлатцы придумали такое решение - они стали хоронить домашних любимцев на каменистом пустыре у самого начала Эйлатских гор
12.
13.
14.
15.
Возможно, именно близость гор не позволит разрушить это кладбище, сровнять с землёй могилки и построить там какое-нибудь новое здание.
16.
17.
На этом кладбище можно встретить самые разные могилки, который каждый оформил в силу своей фантазии и возможностей: от самых простых до почти человеческих - с оградкой и надгробным камнем.
18.
19.
20.
21.
Но все их роднит одно - на каждой написано имя питомца, так что это не просто безличные груды камней.
22.
23.
24
На некоторых даже есть фотографии
25.
26.
27.
28.
Больше всего внимания привлекает могила, где похоронено несколько собак, возможно, принадлежавших одним хозяевам. Хозяева даже установили бочку с водой для полива растений, которыми обсажена могила.
29.
Мне вдруг вспомнилось... Возможно, это был какое-то виток развития психики ребёнка, когда он пытается осмыслить и осознать смерть. В общем, мы с моей подружкой детства однажды нашли мёртвого голубя и похоронили его на пустыре за домом. В качестве могильной плиты мы положили кирпич и каждый день носили туда букетики из одуванчиков и прочей дворовой травы.
30.
Потом нам вдруг показалось, что этому голубю там очень одиноко, и мы
31.
32.
33.
Сейчас мне несколько странно об этом вспоминать, а тогда это казалось таким естественным...
34.
35.
И ещё вспомнилось. В Бухаре мы жили в частном доме с большим двором, садом, огородом и кучей хозяйственных построек (мне бы сейчас такую площадь, уххххххх...). И у нас всегда было много дворовых животных; само собой, собака (или две) в качестве охраны, и всякие приблудные кошки, которых я вечно притаскивала с улицы. Главным старожилом была кошка Мурка, которая старательно раз в год таскала котят (кто тогда вообще думал о стерилизации уличных животных!..). И с этими котятами я насмотрелась всякого, и рыдала не раз... но самое сильное горе у меня было тогда, когда Мурка родила шестерых прелестнейших пушистых разноцветных котят, а через неделю или две пропала.
Не помню, какое это было время года, но было тепло и каникулы. Однажды утром я проснулась от истошного писка котят, которые жили в большом ящике-домике под окном моей комнаты. Я вышла и стала звать Мурку, но она не появлялась (что на неё вообще было не похоже). В итоге я поняла, что мне надо брать дело в свои руки, иначе все котята помрут от голода. Я нашла у мамы в шкафу пипетку, налила в стакан молока, и принялась кормить этих дурней поодиночке. Пока кормила одного, остальные орали и драли своими остренькими коготками мои руки и ноги. И так два-три раза в день.
Так продолжалось какое-то время, пока котята не научились выползать из домика и нормально передвигаться. Меня уже достала эта пипетка, и я стала приучать их жрать самостоятельно ))) наливала в блюдце молока, крошила хлебный мякиш и совала их туда мордами, пока они не сообразили, что к чему.
В общем, я выкормила всех шестерых котят, и они уже ели твёрдую пищу, когда в один прекрасный день во дворе вдруг появилась почти прозрачная от худобы, шатающаяся на ветру Мурка. Она явно перенесла болезнь (поэтому, видимо, и уходила). Я решила, что она уже не опознает в котятах своих детей, но всё оказалось не так - и вернувшись через день из школы, я увидела, что шестеро этих здоровых дурня чего-то там пытаются высосать из бедной Мурки.
А ещё через несколько дней они начали умирать. Один за другим. Каждый день я находила кого-то из них в траве, или между грядок в огороде, или под топчаном... Не выжил ни один. Кроме самой Мурки.
...Я даже передать не могу, как я рыдала и орала на неё (будто она была виновата), как сдерживала себя, чтобы не поддать ей под худой бок. Эти котята были мне, словно дети, и каждая смерть была как ножом по сердцу. Помню до сих пор, а ведь больше 30 лет прошло.
36.
Но несмотря ни на что, я очень хочу собаку. И надеюсь, что она у нас когда-нибудь будет, и будет жить с нами долго и счастливо...
37.
38.
Journal information