Об истории Каркома я уже писала, и, наверное, нет смысла повторяться. Напомню лишь, что существует спорная и оспариваемая версия о том, что это и есть та самая гора Синай, на которой Моисей получил скрижали Завета, и в посте по ссылке есть доводы за и против этой версии.
Ну а сейчас я хочу просто показать ещё рисунков горы Карком, коих было найдено порядка 40 тысяч, но к сегодняшнему дню сохранилось едва ли 10 процентов от того, что было...
Однако прежде рисунков. Вот одно из свидетельств в пользу версии о том, что Карком = Синай.
2.
“Потом Моисей стал готовить народ к церемонии утверждения закона. Прежде всего, он поставил жертвенник у подножия горы Синай и двенадцать камней, представлявших двенадцать колен Израилевых”
(Исход. 24:4б-8).
Эта каменная "инсталляция" на картах так и зовётся - "двенадцать камней".
3.
4.
Ну а теперь можно смотреть прочие разные камешки горы Карком.
Вот бульбус высунул лысую макушку из недр горы
5.
А тут целый сад каменных роз
6.
7.
На пересечении двух пешеходных маршрутов (чёрного и синего), у самого обрыва, находится загадочное место, называемое просто "палеолитами". Что это за камни, кто и зачем их так поставил - исследователи могут только догадываться.
8.
Согласно теории профессора Эммануэля Анати, который на протяжении многих лет исследовал гору Карком, тут был храм эпохи раннего палеолита.
9.
Возраст храма порядка 40,000 лет, что делает его самым древним на всем Ближнем Востоке.
10.
При раскопках команда профессора обнаружила в этом месте 7 погребальных ниш и камней. На одном из них даже сохранились рисунки, наверняка описывающие того, кто был тут захоронен.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
Вот такая вот загадочность
17.
Но главная "фишка" горы Карком - это древние рисунки на камнях.
18.
Эти рисунки - петроглифы - когда-то очень давно были высечены на камнях, содержащий в себе некое количество окисляющегося на воздухе железа, что и дало этим камням их тёмный цвет.
19.
Внутри камень светлый, что можно хорошо увидеть вот на этом фото:
20.
Итак, древний обитатель этих мест брал заострённый камень и выдалбливал им линии и точки, в итоге превращающиеся в какой-то рисунок. Рисуя, человек сбивал с камня его тёмный налёт, и линии получались светлыми. Именно этот факт взяли за основу учёные, пытаясь определить время создания петроглифов.
Чем старше рисунок - тем он темнее, потому что со временем прочерченные линии тоже начинают окисляться и темнеть. Чем рисунок светлее - тем он моложе.
21.
Это один из способов установить хронологию, однако он не универсален. Каждый отдельно взятый валун может содержать разное количество железа, соответственно, он может быть более тёмным или менее тёмным, чем его соседи. Поэтому вышеописанный способ верен только для рисунков, выполненных на одном и том же камне.
22.
Тем не менее, учёные считают, что средний возраст этих рисунков составляет порядка 10.000 лет.
23.
И тематика их не слишком разнообразна - это животные, которых видел рядом тот древний человек, сцены охоты и ещё некоторые не слишком понятные рисунки.
Звезда этой древней галереи, конечно же, горный козёл.
24.
25.
Что называется - палка, палка, огуречик...
26.
27.
28.
29.
Очень интересны сцены охоты - на них нарисованы люди с луком и стрелами, люди верхом, собаки, которые помогают загонять жертву...
30.
31.
32.
33.
А тут просто какая-то драка козлов друг с другом
34.
Причём сзади на них бросаются какие-то собаки
35.
Одна из самых особенных картинок - где человек руками ловит козла.
36.
Надо заметить, что много тысяч лет назад в на протяжении веков гора Карком использовалась как место религиозного культа, здесь проводились жертвоприношения, что и объясняет подобные рисунки.
37.
Изображения животного с длинными загнутыми назад рогами - это самые древние виды петроглифов. В ранних версиях его тело изображалось одной линией; в более поздних оно уже обретало некую двухмерность. Хотя, возможно, что речь идёт не о разных периодах, а о разных животных.
38.
39.
Ещё одна звезда наскальных рисунков - верблюд. В пустыне он едва ли не самое главное животное для человека.
40.
Он похож на козлов, но без рогов и с горбом ))
41.
42.
Кстати, именно на подобных рисунках основан второй способ датировки, предложенный археологом Давидой Даган. Она исходила из того, что рисунок не мог появиться раньше, чем появилось то, что на нём изображено. То есть человек не изображал наездника, пока не оседлал лошадь; он не рисовал верблюда, пока не узнал об этом животном и, возможно, не приручил его.
К примеру, известно, что верблюды были одомашнены где-то в конце 2 тысячелетия до н.э., а в Негеве они появились еще позднее. Скорее всего, праотец Авраам никогда не видел верблюда, зато его явно видел тот, кто нарисовал вот это:
43.
44.
45.
В нескольких местах вдоль синего маршрута можно увидеть вот такие огороженные камни
46.
На них - целые полотна
47.
48.
Разглядывать и разгадывать эти рисунки необычайно интересно. Возле некоторых камней мы зависали на несколько минут и спорили )))
49.
50.
Вот что это за окошки на ножках?...
51.
А тут культуристы ))
52.
На фото... то есть на рисунке... несомненно, мужчина )))
53.
А это что за загогулины?
54.
И что это за бочка?
55.
И тут в серединке что-то непонятное.
56.
И ещё
57.
А вот это похоже на перевёрнутую менору (семисвечник)
58.
Что напомнило мне другую картинку, которую в этот раз мы не смогли найти, так что покажу и расскажу на основе прошлого своего поста.
В стороне от одной из троп на вершине горы лежит камень, а на нём вот такой рисунок:
59.
На первый взгляд кажется, что это изображение Меноры - семисвечника.
Однако, верхней (седьмой) "свечи" на этом рисунке нет, а приглядевшись, можно заметить, что правая средняя "ветка" заканчивается загогулиной, которой больше ни на каком ответвлении нет. Этот факт навёл исследователей на мысль, что перед нами ни что иное, как карта... Карта, указывающее месторасположение точки, где и случилось чудо явления Ангела Господня перед Моисеем. То самое место, куда сегодня устремляются взгляды всех тех, кто приехал на Карком увидеть воочию чудо явления Неопалимой купины (הסנה הבוער).
60.
Ещё один особенно известный рисунок практически один в один повторяет принятое в иудаизме изображение Скрижалей Завета. Традиционно считается, что скрижали представляли с собой две каменные пластины, на каждой из которой было записано по пять заповедей. Кроме того, все они делились на группы по схеме 2 - 3 - 3 - 2:
1. первые две заповеди касаются отношения между человеком и богом:
***Я, Яхве, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства (Исх. 20:2; Втор. 5:6).
***Да не будет у тебя других богов помимо Меня. Не делай себе изваяния (Исх. — и) никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах, под землею. Не поклоняйся им и не служи им, ибо я Яхве, Бог твой, Бог ревнитель, взыскивающий за грех отцов с детей (Втор. — и) с третьего и четвертого рода у ненавистников Моих, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои (Исх. 20:3–6; Втор. 5:7–10).
2. третья, четвёртая и пятая заповеди устанавливают нормы поведения человека касательно Всевышнего и родителей:
***Не произноси имени Яхве, Бога твоего, всуе, ибо не пощадит Яхве того, кто произнесет имя Его всуе (Исх. 20:7; Втор. 5:11).
***Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякое дело твое, а день седьмой — суббота Яхве, Богу твоему: не делай никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни скот твой, ни пришелец в селениях твоих. Ибо в шесть дней создал Яхве небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой отдыхал; посему благословил Яхве день субботний и освятил его (Исх. 20:8–11).
***Чти отца твоего и мать твою, дабы продлились дни твои на земле, которую Яхве, Бог твой, дает тебе (Исх. 20:12).
3. заповеди с шестой по восьмую диктуют общеморальные нормы, обязательные для каждого человека:
***Не убивай;
***Не прелюбодействуй;
***Не кради;
4. и две последние связаны с отношением человека с ближним его:
***Не свидетельствуй ложно о ближнем твоем (Исх. 20:13).
***Не вожделей дома ближнего твоего; не вожделей жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что у ближнего твоего (Исх. 20:14).
61.
Так что по Каркому ходить можно (и нужно) долго и внимательно, потому что загадки и сюрпризы там таятся едва ли не за каждым кустом.
62.
Journal information